Фундаментальные причины возникшего в ряде регионов России топливного кризиса — финансовые: все, что связано с выплатами государства нефтяным компаниям, отметил «Вечерней Казани» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.
Но, добавил он, чуть позже появились временные и тактические причины, которые этот кризис усугубили. Собеседник издания напомнил, что в 2025 году цены на «черное золото», а соответственно, и на нефтепродукты на мировом рынке по сравнению с предыдущим годом снизились, плюс к тому укрепился рубль.
Разрыв между ценами на нефть и нефтепродукты внутри страны и внешними сократился. Это привело к сокращению выплат по так называемому демпфирующему механизму, который, по сути, и представляет собой разницу между стоимостью на внутреннем и зарубежном рынках.
— За восемь месяцев этого года выплаты по демпферу в адрес нефтяных компаний сократились примерно на 46 процентов. Это привело к тому, что они захотели восполнить недополученные средства за счет роста цен на внутреннем рынке. Так создались условия для повышения стоимости топлива, — полагает он.
К другим факторам эксперт отнес повышенный летний сезон спроса: его пик приходится на июль и август. В это время каждый год растет потребление нефтепродуктов, и в том числе бензина. Люди более активно перемещаются на легковых автомобилях. Сюда же Игорь Юшков причислил и ремонт НПЗ.
При этом аналитик подчеркнул, что для нефтяных компаний ремонтировать-модернизировать нефтеперерабатывающие заводы после 2022 года стало дороже, потому что действуют санкции, запрещающие доставку в нашу страну оборудования для нефтепереработки. Его нужно везти либо параллельным импортом, либо заказывать в России. В Азии на это оборудование возникла очередь и цены поднялись.
— Издержки нефтепереработки как таковой выросли. Сказался еще и сиюминутный фактор — плановые-внеплановые ремонтные работы на НПЗ. Все эти затраты компании тоже стремятся заложить в стоимость. Во-первых, им надо компенсировать повреждения. А во-вторых, начинаются простои мощностей, — дополнил он.
В итоге, констатирует собеседник издания, предложение нефтепродуктов на бирже уменьшилось: «Это породило пиковый ажиотаж». К августу цены, как известно, росли довольно стремительно. Вдобавок появились новости о начавшихся ударах по нефтеперерабатывающим предприятиям.
— На бирже началась паника. Все начали скупать впрок объемы топлива, которые на самом деле им не были нужны. Из-за того, что это происходило массово, возник его дефицит и еще больший рост цен. То есть многие компании своими действиями усугубили ситуацию, — подчеркнул аналитик.
Подробнее о том, как кризис ощутили АЗС в Татарстане — в аналитическом материале «Если не принять системных мер, бензиновый кризис начнет повторяться каждое лето»