Первое, что приходит в голову при взгляде на новое здание театра Камала, — это эффектный, агрессивный образ, привлекающий внимание. Здание является крупнейшим общественным объектом не только для Казани, но и для всей России. Для города это переход на более крупный, размашистый масштаб для городской среды.
Для выбора лучшей концепции провели международный конкурс, и это уже был успех для Казани. Но и то, что получилось реализовать изначально заявленный проект всемирно известного японского архитектора Кэнго Кумы, тоже большая победа для города. Важен и силуэт. Здание этого театра является не только архитектурным, но и скульптурным объектом. Я бы отнес это здание к стилистике деконструктивизма. В России не так много подобных объектов такой сложной ломаной формы. Главная особенность этого стиля — отсутствие четкого понимания конструктива здания, излишняя усложненность и деструктивность форм. Выглядит как некая груда не собранных в какую-то систему объемов, но всё это — единый организм.
Сама концепция объекта заключается в том, что снаружи театр Камала холодный, жесткий, а внутри — теплый и мягкий. Такие ассоциации у многих иностранцев о россиянах. Наверное, эти ассоциации больше подходят для зарубежного зрителя, для которого здание будет ассоциироваться с Россией в целом. Казань и Татарстан с подобным образом, на мой взгляд, не ассоциируются. Образ Казани ― это изящные силуэты, плавность форм, симбиоз Запада и Востока, человеческий масштаб среды, уют, гостеприимство. Такое чувство, что при проектировании авторы больше ориентировали образное решение театра на Россию, может быть даже на полноводные реки типа Волги. Ледяные «цветы», которые легли в основу концепции, на озере я никогда не встречал (возможно, они там и бывают). Сам образ тихого, спокойного озера Кабан, на мой взгляд, не очень вяжется с образом театра.
Среди объективных архитектурных преимуществ здания — некая скульптурность, пластичность формы. Город приобрел очень знаковый, узнаваемый и в то же время спорный объект. Сразу видно, что много средств было вложено именно во внешний образ. Это важная составляющая зрелищного объекта. Не просто коробка с окнами, где важны только коммерческие площади, здесь много архитектурных «излишеств» (как в советское время назвали — постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»). В театре этих излишеств предостаточно, местами даже слишком много. Конечно, смущает, как с архитектурной точки зрения, так и с экономической, что все «скульптурные» объемы, расположенные выше третьего этажа, нефункциональны. Это, по сути, бутафория, выполненная из крупных металлических ферм. Внутри интерьера данные объемы никак не считываются, везде плоские стандартные потолки. Хорошо, что в холле сохранились архитектурные фонари. Я лично не в восторге от приема с декоративными треугольными плоскостями по периметру и думал, они были как-то упрощены, но нет — все реализовано, как и предлагали авторы.
Конечно, нашему глазу не совсем привычна такая архитектура. Это архитектура хаоса, беспорядка, и она будет вызывать много негативных реакций в том числе. В России общество в целом консервативное, и любой такой объект-вызов будет долго обсуждаться в профессиональном сообществе. Но для молодых людей это «вау», многие будут в восторге, отличное место для селфи. Такое восприятие связано в том числе с архитектурной подсветкой объекта — она очень эффектная, необычная, интересная. Пока работает подсветка, объект смотрится более выигрышно.
Интерьеры, мягко говоря, не удивляют. Они чем-то напоминают торговый центр. В них нет какой-то изюминки, уникальных моментов, которые придавали бы узнаваемый художественный образ театру. Все упрощено, использованы достаточно типовые отделочные материалы. Да, внутри есть крупные национальные панно с орнаментами и декоративные плавные инсталляции. Но, на мой взгляд, они смотрятся вызывающими и очень банальными с точки зрения отражения идентичности Казани. Нет каких-то крупных интересных люстр, дверей, декоративных элементов, например. Даже таких, как в старом здании театра Камала.
В целом не особо радует само исполнение, качество работы оставляет желать лучшего. Небрежные стыки материалов, визуальные дыры между разными поверхностями, грубость швов фанеры и в целом некая скудность материалов. Возможно, обыватель этого и не заметит, но интерьеры явно делали на скорую руку, и профессиональное сообщество города это активно обсуждает. Также меня смутило, что с верхних балконов (по крайней мере, с тех мест, где я сидел) открывался очень неудачный вид на сцену и на большой экран ― его было видно лишь наполовину.
Надо отметить, что это ― даже не театр. Это многофункциональный культурный центр, в котором есть «функция» театра. На форум «Казаныш» он был использован как некий выставочный и конференц-центр. Конечно, это уникальный архитектурный объект, и только подобные сооружения могут подвергаться обсуждению и критике, типовой проект никто бы не обсуждал даже. Здание театра Камала ― это, по сути, новый тип здания, со смелой архитектурой (для Казани точно), и насколько оно удобно в качестве театра — покажут время и отзывы зрителей и работников театра.