Городская среда
12 декабря 07:21
Автор материала:Алина Камалютдинова

Вырубят тысячи «квадратов» леса: дублёр Оренбургского тракта шокировал экологов

После новости о согласовании варианта дублера Оренбургского тракта казанцы выразили недовольство отсутствием обсуждений проекта с экспертным сообществом. На круглом столе пришли к выводу о необходимости создания другого варианта дороги.

Вырубят тысячи «квадратов» леса: дублёр Оренбургского тракта шокировал экологов

Автор фото: Алина Камалютдинова / ИД «Вечерняя Казань»

Обсуждение после решения

Институт развития города Казани по поручению раиса Татарстана Рустама Минниханова собрал экспертов в области экологии, биологии, градостроительства, архитектуры, чтобы обсудить проект дублёра Оренбургского тракта. Напомним, ещё в пятницу Кабмин Татарстана утвердил один из предложенных вариантов трассировки дороги. Решено было использовать проект, подготовленный Институтом пространственного планирования Татарстана, который ранее был раскритикован урбанистами и экологами.

Спустя пару дней биолог и экоактивист Антон Бортяков рассказал «Вечерней Казани» о последствиях такого решения. Спикер расценивает принятие этого варианта без общественных обсуждений с экспертным сообществом как преступление, поскольку строительство дороги на такой большой территории грозит уничтожением краснокнижников.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

В это время заслуженный эколог Татарстана, заведующий лабораторией кафедры химической кибернетики КНИТУ (КХТИ) Сергей Мухачёв обратился к главе Татарстана с просьбой провести на этой территории детальное исследование.

— Давайте попробуем хотя бы один проект поднять на нужный уровень, – воззвал эксперт.

Требования экологов были услышаны. На круглом столе присутствовали и авторы всех трех вариантов трассировки, чтобы они могли объяснить свой выбор и услышать обратную связь. В итоге обсуждений пришли к тому, что нынешнюю систему обсуждений градостроительных проектов необходимо менять.

Что предлагают и почему создали именно эти варианты трассировок?

Директор Института пространственного планирования Татарстана Олег Григорьев объяснил преимущества и недостатки каждого варианта.

Один из них - вариант в генеральном плане, который, по словам спикера, на сегодняшний день не актуален. Во время проектирования этого варианта, одним из авторов которого был сам Григорьев, не было трассы М-12.

- От месяца к месяцу мы видим серьезное увеличение потока. Наши автомобилисты привыкают к тому, что некоторые участки дорог платные. Идёт нарастание нагрузки по всем платным трассам, – отметил спикер.

Автор фото: Алина Камалютдинова / ИД «Вечерняя Казань»

Из-за появления М-12 всё изменилось, поскольку главные потоки движения переместились туда, из-за чего были загружены местные проезды в посёлках. С этой нагрузкой первый вариант не справится, уверен Григорьев.

Следующий вариант был представлен Институтом развития Казани, который взял за основу «кусочек» генплана и «провел» дублёр до железной дороги. Директор института Алексей Горбунов отметил, что при проектировании команда в первую очередь думала о жителях ближайших посёлков (Усады, Столбище, Мирный), которым крайне необходима именно эта дорога. Ещё одна цель – снизить объемы вырубаемого леса. По их плану будет вырублено примерно 66 тысяч квадратных метров леса. Григорьев добавил, что строительство варианта дороги, предложенного Институтом развития Казани, также планируется. Она будет служить сообщением между посёлками. В приоритете всё же третий вариант, поскольку второй ещё необходимо доработать.

Последний вариант трассировки дублёра Оренбургского тракта проходит через Подувалье. Почему он? Выбор Григорьев объясняет транзитным характером движения машин. Приезжающие из Москвы по М-12 делают огромную петлю, пробираются через Столбище и Усады, выезжают на Оренбургский тракт, создавая дополнительную нагрузку. Помимо того, на этом участке строятся логистические комплексы, из-за которых будет «генерироваться» огромный объем движения с М-12 в сторону Казани.

По прогнозам, по дублеру будет ездить 2,5 тысячи автомобилей в час. Из-за высокого трафика дорогу попытались «увести» как можно дальше от жилых домов, чтобы жителям было комфортнее. Однако из-за строительства будущей дороги пострадает лесной массив, чем очень недовольны экоактивисты.

- Самый большой урон экологии наносит не вырубка леса, поскольку его можно восстановить. Самый большой ущерб - автомобильный выброс, – добавил Григорьев.

Планируется, что часть леса будет восстановлена. По словам Григорьева, на этой территории это можно будет сделать без проблем. Всего планируют вырубить 665 тысяч квадратных метров лесного массива.

Также во время дискуссии Григорьев предложил построить участки дороги по эстакадам для сокращения объемов вырубки леса.

Без ОВОС экологи не готовы обсуждать проект

После объяснений Григорьева слово дали экологам. Первой высказалась кандидат наук, доцент института экологии, биотехнологии и природопользования КФУ Мария Кожевникова. Её первый вопрос звучал так: «Есть ли на каждый вариант оценка воздействия на окружающую среду?» (ОВОС). Оказалось, что оценка проводилась только для одного из участков третьего варианта.

- А как мы можем обмениваться мнениями, если у нас нет фактов? – удивилась доцент.

Коллегу поддержал Бортяков. Он также потребовал провести ОВОС, без которой сложно оценить масштабы возможного вреда. По его словам, на такой территории могут быть краснокнижные растения. Помимо этого, эксперт раскритиковал «эскизы», на которых показаны варианты, поскольку нет точной привязки к местности и обыватели в ней не разберутся.

Автор фото: Алина Камалютдинова / ИД «Вечерняя Казань»

У спикера также было много вопросов относительно того, почему был выбран этот вариант, а не территория западнее, где проходит трасса ЛЭП, кабели которой будут переносить под землю. Более того, этот маршрут проходит через жилые пункты и «не задевает» места произрастания краснокнижных растений. Григорьев на это ответил, что экоактивист не учитывает множество других нюансов варианта строительства дороги западнее.

Кожевникова упомянула ещё один минус третьего варианта. Дорога будет проходить на территории со сложной гидрологической ситуацией. В этом месте очень много озер, гидрологический режим которых может быть нарушен, что приведет к различным последствиям.

По словам доцента института управления, экономики и финансов КФУ Эльвиры Набеевой, необходимо рассчитать ущерб от уничтожения лесов, краснокнижников и нарушения гидрологического режима.

- Мы сейчас все сталкиваемся с тем, что город регулярно топит каждый год. Если мы будем уничтожать экосистему, мы столкнемся с тем, что это будет происходить всё чаще и чаще, – предупредила Набеева.

Спикер отметила, что нарушение экологической системы приведёт к «миллионным ущербам» ежегодно.

Поддержала экоактивистов и жительница поселка Мирный. Она отметила, что леса, которые планируют вырубать, – место прогулки и отдыха местных жителей. Люди недовольны принятым решением Кабмина Татарстана.

Директора институтов в обсуждение экспертов не вмешивались и выглядели расстроенными.

На требования экологов сделать ОВОС ответил заместитель директора по науке ООО «НефтьСтройПроект», доцент кафедры прикладной экологии института экологии, биотехнологии и природопользования КФУ Виктор Белоногов. По его словам, по градостроительному кодексу и природоохранному законодательству такие проекты не подлежат экологической экспертизе, в том числе ОВОС.

- Чтобы сравнивать разные варианты, к сожалению, в нашем экологическом законодательстве легитимных процедур нет, – отметил спикер.

Высказалась и эксперт фонда «Институт развития городов Татарстана», специалист по социально-культурному развитию исторических городов Марья Леонтьева. Она напомнила: в марте 2025 года Кабмин Татарстана поддержал федеральную норму о том, что теперь необязательно проводить общественные слушания перед утверждением градостроительных документов.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Оценка воздействия экологических последствий градостроительных решений и общественные обсуждения подобных проектов должны проходить с точки зрения устойчивости этих проектов, – отметила Леонтьева.

Помимо этого, по её словам, общественные обсуждения также должны проходить по всем правилам. И в первую очередь о них должны осведомлять общественность, чего часто не случается. В этом спикеры винят имеющуюся систему, из-за которой и возник сегодняшний непростой диалог уже после принятого решения.

На протяжении всего круглого стола спикеры не раз говорили, что дублёру быть. Он крайне необходим для разгрузки. Сейчас лишь остаётся вопрос: будут ли изменять имеющиеся варианты или создавать новый вариант дублера? В конце Горбунов согласился с экспертами, что, возможно, им придется «перекраивать» имеющиеся проекты.

Одно понятно точно – это встреча не последняя. Григорьев отметил, что он за общественные обсуждения.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей