Культура
23 июня 2024 10:28
Автор материала:Ольга Юхновская

Fashion в Казани: экология Голубых озер, мужские косынки, супрематизм Малевича

Кружевные наличники на груди, юбка из рукавов рубашки, косынки с татарским вампиром, и при этом - никаких кричащих нарядов из серии «вырви глаз». Рассказываем, чем запомнился первый фешн-показ KazGIK FASHION SHOW.

Fashion в Казани: экология Голубых озер, мужские косынки, супрематизм Малевича

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

В Казанском кремле показали дипломные фешн-коллекции первого выпуска по специальности «Текстильный дизайн. Костюмы и аксессуары» Казанского государственного института культуры. Вниманию публики представили десять дизайнерских коллекций выпускниц КазГИК.

Многие коллекции жизнеспособны, хоть сейчас запускай в производство. Бросилось в глаза, что молодые дизайнеры выбирают ткани приглушенных благородных расцветок (жемчужный серый, приглушенный зеленый, бордо, горчица, белый, расцветки земли), деликатно акцентируют татарский орнамент, делают ставку на экологию, народную идентичность и рациональную универсальность. А еще на показе свежим ветром перемен повеяло от интеллектуальной коллекции, вобравшей в себя русский авангард и переосмысленную философию деконструктивизма Ямамото и Кавакубо.

Татарстанской неделе моды - быть

На церемонии ректор КазГИК Роза Ахмадиева сразу обозначила амбициозные планы возглавляемого ею учебного заведения:

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

- Мир вокруг стремительно меняется, но именно традиции остаются якорем, который связывает нас с народным наследием. Коллекции наших выпускников создаются на основе художественных образов народов Поволжья. Традиционные элементы национального костюма не только позволяют сохранить эту связь, но и вдохновляют при создании чего-то нового, ориентированного на будущее. Я благодарна, что вы поддержали наш первый проект, который проходит в рамках программы «Приоритет-2030». Среди гостей я сердечно приветствую министров культуры Республики Удмуртия и Ульяновской области. Наш проект объединяет все Поволжье, он в первую очередь - о развитии. И мы продвигаем нашу культуру всюду, куда бы ни ездили, говорим о многонациональной нашей республике и Приволжском регионе. Показы наших студентов, а среди них представители всех соседних республик и областей, транслируют миру культурные коды региона. Наш показ - первая ласточка, он потом масштабируется и вольется в крупный проект Tatarstan Fashion Week. И мы сегодня об этом заявляем.

Приоритетными направлениями подготовки кадров в КазГИК являются в том числе дизайн и текстиль, костюмы и аксессуары. Студенты вуза ежегодно демонстрируют свои коллекции на зарубежных и российских показах.

Например, звезда курса - лауреат и дипломант международных и всероссийских модных показов Наиля Бурганова с успехом выступает с 2023 года на Fashion Week в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, России (Москва и другие города), а также в Милане (Италия) и Стокгольме (Швеция). Вскоре ей предстоит полугодовая стажировка в Италии, куда ее лично пригласила президент Milan Fashion Week. На показе Наиля представила сразу три коллекции - «Голубые озера», «Навруз» (обе созданы в 2023 году) и «Казанское кружево» (2024).

Мода как духовная экология

Вдохновленная памятником природы «Голубые озера» коллекция и открыла фешн-показ. Различные оттенки бирюзового шифона и шелка в сочетании с белым и благородным серым действительно напоминали цвет воды реликтовых озер под Казанью. Коллекция «Голубые озера» очень нежная, в то же время привлекает экологической направленностью. Оживление в зале вызвала и коллекция «Навруз», состоящая из семи костюмов из натурального шелка, украшенных тонкой изящной вышивкой. Отметим, что «Навруз» уже оценили в Стокгольме, а также в Италии на International Fashion Award, проходившем в рамках Миланской недели моды.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Особенно хочется отметить черно-белую серию Бургановой «Казанское кружево», в которой дизайнер деликатно использовала легендарное ныртинское кружево, по праву называемое эксклюзивной драгоценностью нашего региона. Изящное и строгое, выполненное в сложной технике сцепного плетения ныртинское кружевоплетение было особенно широко распространено в Казанской губернии, достигнув расцвета во второй половине XIX - начале ХХ века. Кстати, в 1900 году изделия из ныртинского кружева демонстрировались на Всемирной выставке в Париже и были премированы.  В этой коллекции молодой дизайнер переосмыслила также и узоры резных деревянных наличников, разместив их кружевной вариант на некоторых комплектах. По словам Наили, все кружево выполнено по ее рисункам вручную, а помогали ей в этом преподаватели института. Аплодируем выпускнице КазГИК за бережный подход к культурному наследию.

- Наиля, вы целенаправленно идете к тому, чтобы ваши уникальные модели были максимально внедрены в повседневность.

- Мечтаю создавать стильные образы, которые бы люди носили не от праздника к празднику, чтобы мои изделия не были исключительно для подиумов или торжественных церемоний.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

- Удивительно, что с двадцати лет вы уже показываете свои идеи на международных площадках!

- Я начала создавать коллекции на третьем курсе. Очень повезло, что меня пригласили на Неделю моды Aspara Fashion Week в Казахстан, где я показала коллекцию «Голубые озера». Она также понравилась и в Узбекистане на Ethno and Modern Fashion Week. И там меня уже заметили представители других фешн-проектов, так все и завертелось. В Стокгольме и Милане в прошлом году я была единственная дизайнер из России. Очень тепло принимали, никакого негатива я не ощутила.

Автор фото: Елена Симбирцева / Ольга Юхновская / «Вечерняя Казань»

- Какой «выхлоп» дает вам участие в зарубежных проектах?

- Пока нарабатываю имя и ставлю целью узнаваемость бренда «Наиля Бурхан». Также могу брать индивидуальные заказы. В ближайших планах - получить диплом и поступить в магистратуру на «Промышленный дизайн».

Кстати, научный руководитель дипломницы - декан факультета инноваций и традиций народной художественной культуры, заведующий экспериментальной лабораторией по дизайну костюма Расих Салахов.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

- Это наш первый выпуск по данному профилю, конечно, мы гордимся нашими студентками, - пояснил редактору отдела культуры «Вечерней Казани» член Союза дизайнеров России, академик Международной гуманитарной академии «Европа-Азия» Расих Салахов. - В ноябре 2023 года в Санкт-Петербурге в штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ в рамках второго международного форума «Содружество моды» мы провели конференцию всех представителей креативных индустрий, собрали известных дизайнеров домов мод, то есть у нас идет постоянный полноценный обмен мнениями с сообществом, в том числе зарубежным. Мы не сегодня пришли к мысли, что пора создать Tatarstan Fashion Week, готовились к этому давно, развивали международные связи. На показе дипломных работ стремились создать для наших выпускниц особую атмосферу, чтобы у них была мотивация работать в соответствии с полученным в вузе образованием. Дипломниц всего шестеро, каждая - единственная в своем амплуа. Такие специалисты, как говорят, штучный товар. Прошу отметить безвозмездное сотрудничество на показе Школы моделей «Модал» Людмилы Спириной из Набережных Челнов, кстати, наша Наиля Бурганова в этой школе училась.

Супрематизм Малевича вдохновляет и спустя век

На общем фоне целомудренных коллекций, основную базу которых составляет татарская идентичность, одно из самых ярких впечатлений оставила нестандартная в своей дерзости фешн-серия Йи Стрелковой «Белое на белом». Можно смело говорить, что она произвела фурор.

Девушка вдохновлялась русскими авангардистами, включая знаменитую работу периода белого супрематизма Казимира Малевича White on White, созданную в 1918 году. Не лишне здесь напомнить слова Малевича, написанные им в 1920 году: «Белый написанный мною квадрат дал мне возможность исследовать его и получить брошюру о «чистом действе». …Белый квадрат несёт белый мир (миростроение), утверждая знак чистоты человеческой творческой жизни».

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

При конструировании серии Йя также использовала философские приемы деконструктивизма, отталкиваясь от творчества загадочного бельгийского дизайнера одежды Мартина Маржела и таких апологетов деконструктивизма, как Йоджи Ямамото и Рей Кавакубо. По своей сути, деконструктивизм освобождает одежду от жестких структур и устоявшихся правил, поощряя свободу и индивидуальность в методах построения костюма. Это движение принимает несовершенства, незаконченность и хаотичность. 

Коллекция «Белое на белом» состоит из семи женских образов: изделия сшиты из белоснежных офисных рубашек, декорированных аксессуарами из белого же кружева.

- Йя, так вы поклонница эпохи авангарда?

- Да, я вдохновлялась во многом художниками русского авангарда (Родченко, Малевич и другие), которые были первопроходцами нового подхода к искусству, и, по сути, положили начало философии деконструктивизма. Здесь я уже ориентировалась на японских и европейских дизайнеров.

- Думаете, юбки из рукавов (по правде говоря, идея – огонь!) молодые офисные сотрудницы будут надевать хотя бы по пятницам?

- Надеюсь, в Казани найдутся такие. Девочки из модельного агентства, которые сегодня представляли мою коллекцию, сказали, что хотели бы носить какие-то вещи. Мне приятно. Кто посмелее, тот рискнет, хотя понимаю: моя коллекция не для всех. Ну, думаю, можно хотя бы какие-то элементы внедрить в бытовой стиль.

- Надо проверить казанских модниц на смелость! Вы сами планируете носить эти нетривиальные изделия?

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

- Понимаете, все дипломные коллекции мы передаем в банк института. Лично я бы все носила. Планирую для знакомых кое-что такое сшить, меня уже попросили.

- Коллекция «Белое на белом» создана исключительно из рубашек?

- Да, причем, на ее создание потребовалось чуть больше двадцати рубах. Есть платье полностью из рукавов, кстати. Ни одна деталь не пропала: я полностью все рубашки использовала. Не считая аксессуаров, материал (рубашки из хлопка) обошелся в 30 тысяч рублей.

- Но у вас ведь никто не отбирает авторские права? То есть спокойно можете повторить свои идеи и лично эпатировать казанскую публику. В любом случае, желаю вам успехов и рекомендую двигаться со своей коллекцией в сторону Москвы и Санкт-Петербурга: тамошние модники-интеллектуалы оценят ваш дизайн!

Редактор отдела культуры «Вечерней Казани» также поговорила с научным руководителем Йи Стрелковой - кандидатом политических наук, доцентом КазГИК Ольгой Токаревой:

- Подчеркну, что коллекция Стрелковой - целиком научная работа, основанная на теории деконструктивизма. Мы изучали творчество японских и европейских дизайнеров.  А оттолкнулись от знаменитого жилета из перчаток Мартина Маржелы. Получилась действительно смелая коллекция. Йя девушка необычная, выделяется целеустремленностью, глубиной, вдумчивостью. Эскизов много мы забраковали, потом пришла идея «Белое на белом», где офисная рубашка подана вот в таком ракурсе, изделия эти можно носить и на работу. И при этом коллекция женственная!

- Как вышло, что вы, кандидат политических наук, оказались на факультете инноваций и традиций народной художественной культуры?

- Ничего странного, я - имиджеолог, моя диссертация была посвящена конструированию имиджа женщин-парламентариев в современной России. Так что мой опыт выходит за рамки политики. Кроме того, я член Союза художников. Это мой первый год работы в Казанском институте культуры, мне было очень интересно работать в новом направлении.

- Дипломная коллекция «Белое на белом» - прецедент для казанской моды. Может ли подобный подход претендовать на массовость в современных условиях?

- Убеждена, что может! Это же вообще первый показ дипломных работ, да и заявленный руководством вуза формат Tatrstan fashion Week - тоже первый для института. Но ведь как корабль назовешь… Этот проект может превратиться в неделю моды в Татарстане, почему нет? Надеюсь, казанских дизайнеров заметят. Мы сейчас на связи с отечественными промышленными предприятиями, нас так ориентирует и направляет руководство вуза. Продвижение отечественных брендов необходимо, чтобы занять освободившуюся нишу после ухода иностранцев с российского рынка, а это примерно тридцать процентов. Самое время для креативной молодежи. И мы должны помочь им продвинуться на рынок фешн-ретейла.

Найдется ли смельчак, чтобы надеть вампира на плечи?

Интересная коллекция из 15 шелковых платков «Волжские вуали» предложена Дианой Закировой. Девушка вдохновлялась древними мифами и легендами народов Поволжья. Каждый платок олицетворяет несколько сказаний, при этом сочетая традиционные орнаменты с современным дизайном.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

- Диана, вы сами расписывали платки?

- Я создавала рисунки и образы в компьютерной программе, технически на это ушло порядка четырех месяцев. А воплощала свои идеи с казанской фабрикой «Ясно». В моей коллекции представлены мифы пяти народов Поволжья - чувашей, татар, мордвы, удмуртов и марийцев. В планах разработка серий косынок на основе русских и башкирских преданий. У каждого народа я взяла по три легенды, на их основе на одной части платка составляла характерный узор, а на другой расположила художественный образ. Размеры платков стандартные - 90 на 90 сантиметров, использован натуральный креп-шелк. Считаю, тематика будет востребована. Носить их можно по-разному - накинув на плечи, в качестве пояса или головного убора.

- Одно дело - создать дипломную коллекцию, другое - обеспечить вхождение в массовый обиход.

- Друзья, а также некоторые преподаватели в институте уже делают заказы. В основном пока в качестве рекламы работает сарафанное радио.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

- Вижу платок с кочевником, и он явно для мужского образа.

- Мы выполнили этот платок на коричневом фоне, и он действительно идет как мужской аксессуар.

- Ну, я пока только модных китайцев видела с русскими павлово-посадскими платками на шее, а татарстанских парней - нет. В любом случае, ваш подход новаторский. Наверное, надо немножко провоцировать, показывать публике, как это здорово и нетривиально выглядит в мужском образе.

- В моей компании есть парень, он играет в этнической рок-группе, и когда он увидел эскиз кочевника, то прямо загорелся. Хочет использовать такой платок на сцене: завязать на голову типа банданы или тюрбана. Хотела бы я создать и аксессуары для повседневности, не вычурные, которые пару раз в год на национальные праздники надевают. Платки, например, можно носить ежедневно. Такие принты (мифы и легенды) можно использовать при создании купальных костюмов, парео, накидок. И есть у меня задумка создать комплект носовых платков в том же стиле.

- Похоже, мы сейчас с вами бизнес-план набросали! Какие легенды вы взяли за основу коллекции «Волжские вуали»?

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

- Например, чувашскую легенду о Луне, защитившей девушку от злой мачехи, я соединила с преданием о трех солнцах. Воин с колчаном - тоже чувашская тема. Из татарских сказок я выбрала Зиланта, Су Анасы и Убыра.

Позволю себе реплику в сторону: есть сомнение, что платок с татарским вампиром (убыром) кто-то рискнет накинуть себе на плечи. Но в целом выбранное молодым дизайнером направление видится довольно перспективным.

В костюмах с логотипом «Культура» не лузгают семечки

На показе в Присутственных местах также представили следующие дипломные работы:

Коллекция подростковой одежды «Язгы тамчы» (автор Азалия Ахметгалиева). Предназначена для торжественных церемоний и мероприятий школ и лицеев с уклоном на сохранение культурного наследия. Элементы одежды декорированы вышивкой со стилизованным татарским орнаментом, используются традиционные цвета и крой изделий. Образы дополнены головными уборами с декоративными монетами, отсылающими нас к традиционным костюмам.

Коллекция женской одежды «Ялт-йолт» (автор Ания Галимова), которая вдохновлена традиционными образами городских казанских татар. Костюмы включают в себя уникальные элементы: вышивку, накосники и серьги из металла. Коллекция гармонично сочетает традиционные мотивы и современный стиль.

Коллекция «Төн йөзе» (автор Зарина Зарипова), в основе которой темно-синяя джинсовая ткань с фиолетовым отливом и градиентная сетка, переходящая от синего к белому. Все модели украшены пиксельным принтом и вышивкой татарского национального орнамента. Коллекция «Төн йөзе» олицетворяет гармонию между культурным наследием и современными модными тенденциями.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Коллекция «Мирас» (автор Эльвина Давлиева), выполненная в технике «кожаная мозаика» - древнейшего ремесла казанских татар. Подана нетривиально: женские костюмы дополняют аксессуары прет-а-порте и кожаные сумки в синих, бежевых и молочных оттенках, выполненных казанским швом. Коллекция аксессуаров основана на тюркских орнаментах и выполнена из натуральной кожи. Образы дополнены оригинальными клатчами, торбами и хасите из кожи. Некоторые изделия настолько интересны (кожаный пояс-баска, ремень с двумя кошельками), что хочется их тут же приобрести и надеть.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Коллекция модной одежды под брендом «Культура» (ОАО - «Одежда для активного отдыха») - плод творения студентов Инжинирингового центра КГИК и индустриального партнера ПО «Зарница». Основная идея коллекции - создание функционального и стильного набора одежды, который легко комбинируется между собой и создает множество различных образов. Спортивная одежда выполнена в красном, белом, зеленом цвете. Причем на некоторых моделях (брюках, к примеру) есть крупные нашивки Culture. Априори в одежде с таким логотипом человек не может сквернословить и грызть семечки.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей