Общество
20 November 17:37
Автор материала:Алина Камалютдинова

Детский омбудсмен Татарстана: «Не каждая многодетная семья нуждается в чем-то»

В сентябре пост уполномоченного по правам ребенка заняла Светлана Захарова. В своем первом интервью она рассказала, будет ли продолжать политику Волынец по борьбе с абортами и что делать с нехваткой кадров в школах и детсадах.

Детский омбудсмен Татарстана: «Не каждая многодетная семья нуждается в чем-то»

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

До сентября 2025 года Светлана Захарова занимала пост председателя комитета Госсовета Татарстана по социальной политике, однако после выборов раиса Рустам Минниханов предложил назначить ее детским омбудсменом в Татарстане. Захарова четыре раза избиралась депутатом Госсовета, о проблемах в социальной сфере депутат знала не понаслышке. На новой должности она планирует решать вопросы социального сиротства, разработки и внедрения поэтапной системы восстановления родительских прав и профилактики правонарушений, рассказала детский омбудсмен.

«Необходимо говорить об усилении ответственности родителей за воспитание детей»

- Какие ключевые проблемы вы выявили во время своей поездки по районам?

- В практику уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан введены рабочие визиты. За два месяца посещено восемь районов. В ходе рабочего визита изучаются отдельные вопросы защиты прав и законных интересов детей, проводятся приемы граждан и заседания муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, изучается деятельность образовательных организаций, и организаций культуры, спорта, молодежной политики, социальной защиты, занятость детей во внеурочное время.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Формат рабочих визитов позволяет комплексно и системно подойти к анализу ситуации соблюдения прав и интересов ребенка, принятию мер реагирования по выявленным проблемам, выработке рекомендаций по усовершенствованию деятельности местных органов власти в интересах юных жителей района (города), что способствует повышению уровня профессиональных компетенций сотрудников муниципальных служб и организаций. Каждая проблемная ситуация вызывает обеспокоенность, но получаешь удовлетворение, когда удается ее решить.

- Вы сказали про занятость школьников. Есть ли какая-то разница между занятостью школьников в районах и в Казани?

- В городах возможностей больше - это факт. В сельской местности ключевую роль в организации занятости играют школы, на базе которых работают кружки от спортивных школ, районных центров детского творчества, Домов культуры. Посещая сельские школы, мы часто видим, что и сами учителя ведут различные кружки, секции, проводят занятия в школьных музеях. Особая роль у учителей физкультуры, становиться организаторами не только работы спортивных секций и школьных спортивных клубов, но и организаторами физкультурно-массовой работы всей школы.

 

В Казани, Набережных Челнах и других крупных городах, конечно, спектр работающих кружков шире, выбор бесплатных и платных кружков для развития детей больше. Но есть и обратная сторона: в городах больше соблазнов и рисков, которым подвержены наши дети, отсюда и выше риск правонарушений.

Наша задача - максимально занять подростков полезным и значимым досугом.

Сегодня необходимо говорить об усилении ответственности родителей за воспитание детей, работать над правовой культурой детей и подростков, важно, чтобы и дети, и родители понимали, что с 14 лет, после получения паспорта, ребёнок может быть привлечен к ответственности, в том числе и к уголовной, а также в отношении несовершеннолетнего могут быть применены принудительные меры воспитательного характера. Сегодня настало время для активной, системной разъяснительной работы - чтобы своевременно информировать семьи о важности соблюдения закона, о последствиях их нарушений.

- Были ли позитивные практики в районах, которые вы хотели бы распространить на всю республику?

- Каждый район нашего региона уникален и обладает своей особой изюминкой, отражающей локальные традиции, инициативы и активность жителей. Мы внимательно изучаем позитивный опыт в разных муниципалитетах - будь то эффективные программы поддержки семей, успешные проекты по профилактике детского неблагополучия или инновационные формы взаимодействия с местным сообществом.

В Лениногорском районе, например, работает система межведомственного взаимодействия при сопровождении семей и защите имущественных прав детей, а также практика поэтапного алгоритма восстановления родительских прав.

Аксубаевский район демонстрирует высокий охват детей и подростков группы риска кружковой и спортивной деятельностью, а также стабильные результаты при ранней профилактике семейного неблагополучия благодаря плотному взаимодействию социальных служб, опеки, образовательных организаций и системы здравоохранения, защите имущественных прав детей-сирот.

Мы видим ценность как в успешном опыте индивидуального сопровождения семей, так и в передовых методиках социальной адаптации.

Каждый реабилитационный центр, который мы посетили, имеет свои уникальные проекты, привлеченные гранты, которые позволяют эффективно проводить мероприятия по социализации наших детей с особенностями в развитии.

«Застройщикам следует системно подходить к планированию социальной инфраструктуры»

- В пригородах Казани и в районах Татарстана есть нехватка школ и детских садов. Как, по вашему мнению, можно было бы решить эту проблему?

- В связи с многочисленными обращениями граждан Пестречинского, Лаишевского районов, Казани вопрос строительства образовательных организаций для детей республики уполномоченным по правам ребенка в РТ взят в работу и будет проработан. Сегодня мы активно работаем в этом направлении. Мое предложение - застройщикам следует системно подходить к планированию социальной инфраструктуры ещё на этапе проектирования района.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- У нас есть проблема нехватки кадров. Наибольший дефицит ощущается в сельских школах и детских садах. Как можно решить эту проблему, как привлекать молодые кадры?

- Сегодня законодательство дает возможность корректировать нормативы по количеству детей на одного специалиста с учетом финансовых возможностей регионов, это позволяет гибче подходить к кадровому обеспечению школ. Важно заинтересовывать абитуриентов профессиями дефектолога, логопеда, решать, куда после выпуска уходят специалисты, так как многие выбирают частную практику вместо работы в школе.

Для стимулирования приезда специалистов в сельские районы применяются меры по поддержке на государственном уровне: программы наподобие «земский учитель» с выплатами подъёмных, предоставление служебного жилья, строительство социальных объектов. Это помогает повысить привлекательность работы в сельской местности. Есть муниципальные меры поддержки, которые привлекательны для потенциальных педагогов, например, интересный опыт есть в Мамадышском районе, где готовы поддержать молодых специалистов, которые приедут в сельскую местность, выделяют 1,5 миллиона рублей на строительство нового жилья или 750 тысяч рублей на приобретение вторичного жилья.

Внедряются цифровые образовательные ресурсы и развивается очное обучение с возможностью педагогам получить вторую специальность, например, чтобы совмещать функции психолога и логопеда или других специалистов, что помогает покрывать кадровый дефицит. Но хочу отметить, что сегодня молодёжь обращает внимание не только на зарплату и жильё, но и на качество жизни в целом. Поэтому критически важно развивать социальную инфраструктуру.

«Недостаточно просто рассказывать детям «что хорошо, а что плохо»

- Какие меры необходимы для снижения уровня детского травматизма и смертности?

- Недостаточно просто рассказывать детям «что хорошо, а что плохо». Для снижения уровня детского травматизма и смертности необходимо принимать комплекс мер, включающих строгий запрет на пребывание детей без присмотра взрослых в опасных местах (стройках, промышленных зонах, местах с интенсивным движением транспорта, открытых водоемах и т. п.), обеспечение контроля за деятельностью ребенка и создание организованного досуга в свободное время.

В нашей республике активно реализуется всероссийская акция «Безопасность детства». Она направлена на предупреждение и профилактику детского травматизма. Включены все районы, а также профильные ведомства.

Целью акции является реализация мероприятий, направленных на профилактику чрезвычайных происшествий с несовершеннолетними в местах массового отдыха, скопления, досуга и развлечения детей и семей с детьми.

Основными задачами акции являются: информирование детей и их родителей об основах безопасности; проведение мониторинга состояния объектов детской инфраструктуры; проверка безопасности на территориях зданий и сооружений, представляющих потенциальную угрозу жизни и здоровью детей; содействие организованной занятости детей полезными видами деятельности; принятие мер по устранению выявленных нарушений.

Мы, взрослые, должны не просто оградить ребенка от опасностей, которые встречаются в зимнее и летнее время года, а подготовить к возможной встрече с ними, привить им навыки безопасного поведения.

Безопасность детей - забота взрослых!

Пользуясь случаям, обращаюсь ко всем неравнодушным гражданам. Если вы выявили объект, представляющий угрозу жизни и здоровью находящихся на них несовершеннолетних, проинформируйте об этом по телефону экстренных служб 112 или обратитесь к уполномоченному по правам ребенка.

- Ранее уделялось большое внимание профилактике школьного буллинга. Будете ли вы как-то продолжать эту работу?

- Эффективная профилактика требует комплексного подхода: формирования у школьников чувства ответственности и взаимоуважения, вовлечения родителей и педагогов в диалог, проведения специальных образовательных и психологических мероприятий, развития службы школьной медиации и психологической поддержки.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Работа направлена не только на предотвращение буллинга, но и на формирование безопасной и поддерживающей школьной среды. Эта деятельность будет продолжена и усилена, учитывая её важность для снижения уровня насилия и создания условий для здорового развития детей.

И взрослые, и дети должны знать об ответственности за противоправные действия. У нас, кстати, стартовали лекции для родителей. На них психолог поделится советами о том, как выстраивать диалог с детьми, а юрист расскажет о видах правонарушений среди несовершеннолетних и ответственности, которая за них наступает. Проект реализуется совместно с Молодёжным парламентом Татарстана.

- Как на них записаться? Лекции бесплатные?

- Лекции абсолютно бесплатные. Для того, чтобы мы провели ее в определенной образовательной организации, необходимо обратиться в аппарат уполномоченного по правам ребенка. Пробная лекция прошла в казанской школе, следующие планируют для студентов колледжа и в школе Лаишевского района. Мы решили собирать небольшие группы: по 20-25 человек, чтобы достучаться до каждого, выйти на диалог.

«Не каждая многодетная семья нуждается в чем-то»

- В Татарстане решили выплачивать компенсацию в 200 тысяч рублей вместо выдачи земельного участка многодетным семьям. Как вы к этому относитесь?

- Вопрос о замене земельных участков для многодетных семей обсуждается уже не первый год. Инициатива, кстати, исходит от самих семей. Особенно это актуально для крупных городов, где свободных земель практически не осталось. Такой подход даёт семьям больше возможностей. Они могут выбрать землю в более удобном районе, расширить уже имеющийся участок или направить средства на решение других проблем.

- По вашему мнению, достаточно ли мер поддержки многодетных семей?

- Мы должны подходить по принципу нуждаемости. Не каждая многодетная семья сегодня нуждается в чем-то. Все-таки мы должны дать возможность тем семьям, которые нуждаются в помощи. Нужно не просто оказывать материальную поддержку, а создавать условия для самодостаточности семьи. Например, важно помогать родителям с трудоустройством, содействовать их участию в программах социальных контрактов. Не менее значимо обеспечить детям бесплатный доступ к кружкам и секциям.

Планы на ближайшее время

- На решении каких вопросов вы планируете сосредоточиться в первое время?

- Совершенствование системы раннего выявления и межведомственного сопровождения семей и детей группы риска. Многие районы отмечают проблемы с недостаточной активностью отдельных ведомств в выявлении семейного неблагополучия, особенно со стороны системы образования, культуры, молодежной политики. Необходимо организовать обучающие мероприятия, разработать единые алгоритмы взаимодействия, повысить эффективность мониторинга и информирования. Также важна разработка и внедрение поэтапной системы восстановления родительских прав.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Во всех районах отмечается недостаточная работа по восстановлению родителей в правах при довольно большом количестве случаев лишения. Требуется внедрить индивидуализированные реабилитационные программы, активнее привлекать НКО и совершенствовать юридическое сопровождение семей.

Профилактика правонарушений, а также организация полезной занятости детей группы риска.

Особое внимание — детям, находящимся в социально опасном положении, и тем, кто состоит на внутришкольном учете. Важно расширить охват детей дополнительным образованием, спортом, вовлечь их в общественные, патриотические и волонтерские движения, а для этого развивать досуговую инфраструктуру. В зоне внимания также находятся вопросы профилактики правонарушений среди подростков, которые сегодня обусловлены негативным влиянием подростковых трендов в социальных сетях и мессенджерах.

- Ваша предшественница получила известность благодаря громким инициативам. Например, запрет абортов. Будете ли вы продолжать её работу?

- Будем делать все на благо наших детей и семей. Большая работа уже проводится, у нас уже действует система доабортного консультирования. Очень важно расширять эту программу, смотреть, по какой причине женщина прерывает беременность. Когда женщина рассматривает возможность аборта, за этим могут стоять разные обстоятельства. Например, трудности с трудоустройством или семейные проблемы.

Работа должна выстраиваться поэтапно, охватывая разные возрастные группы. Важно начинать с просветительской работы со школьниками, говорить о репродуктивном здоровье.

Мы будем продолжать то, что было наработано и при Гузель Удачиной (уполномоченный по правам ребенка в Татарстане с 2010 по 2020 год).

- Какой главный совет вы могли бы дать родителям в плане воспитания детей?

- Самое главное - любить своих детей, быть с ними рядом. Родителям нельзя забывать о своих обязанностях. За ребенка отвечают не только школа и государство. В первую очередь все идет из семьи. Важно проводить совместные мероприятия с детьми. В мое время очень часто были различные соревнования. Например, «Мама, папа, я - спортивная семья», театральные постановки. В моей семье было принято вместе лепить пельмени.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей