Ежегодно в октябре проходят акции, направленные на осведомленность о симптомах рака молочной железы. Этот международный месяц внимания к проблеме называют «Розовым октябрем».
Рак молочной железы остаётся самым распространённым видом онкологии среди женщин. По данным Международного агентства по изучению рака, в 2022 году диагноз был поставлен около 2,3 миллиона женщин и мужчин, от болезни умерло 670 тысяч человек. К середине столетия число случаев заболевания вырастет на 38%, а показатель смертности увеличится на 68%, прогнозируют эксперты.
В Татарстане в 2024 году зарегистрировали более 19 тысяч случаев злокачественных новообразований. Чаще всего диагностировали рак толстой кишки (13,9%), меланому кожи (13,4%) и рак молочной железы (11,75%).
«Мне казалось, что это ошибка»
Многие, кто победил рак, начинают иначе относиться к жизни. Так произошло с нашей героиней Гюзель Муратовой, которая прошла через 16 курсов химиотерапии, 28 сеансов лучевой терапии и 17 вливаний таргетного препарата.
Опухоль размером с горошину она обнаружила в конце 2018 года во время принятия душа. Без какого-либо страха Гюзель отправилась на УЗИ, чтобы убедиться: повода для беспокойства нет. Но уже на следующий день врач сообщил ей страшную новость.
- Мне пришлось пройти все этапы лечения. Сначала была химиотерапия, параллельно было таргетное лечение. Потом операция, после - лучевая терапия. Самое сложное в этот период - принять, что это происходит с тобой. Мне казалось, что у меня не должно было быть этого заболевания, что это какая-то ошибка, потому что я всегда была здоровой, активной, энергичной девушкой, что я еще молода, что у меня дети, что это очень несправедливо. Семья меня поддерживала. На тот момент я жила только с сыном. Дочка училась в МГУ в Москве. Сначала я детям не сообщила. Потом набралась смелости и сказала сыну. Во время лечения он помогал мне по хозяйству. Он проводил со мной всё свободное время. Мы смотрели вместе фильмы, гуляли, ходили в кино. Дочка часто приезжала, - рассказала Гюзель.
Борьбу с раком наша героиня воспринимала как забег на длинную дистанцию, финишем которого должна была стать победа над диагнозом. Этот путь необходимо было пройти, несмотря на усталость и переживания. По словам собеседницы, после постановки диагноза жизнь как будто замедлилась, а многое стало неважным. У неё появилось время на любимые занятия: чтение классической литературы, посещение театров, концертов и музеев. Самым сложным, помимо лечения, было принятие себя, поскольку вместе с диагнозом приходят пониженная самооценка и тревожность.
- Во время лечения начинаешь понимать, почему всегда желают на праздниках людям здоровья. После лечения отношение к здоровью, конечно же, меняется. Начинаешь более бережно относиться к себе, понимать, что твоё здоровье – это твоя ответственность. Повышается чувствительность к любым изменениям в организме. Происходит переосмысление ценности здоровья, - отметила Гюзель.
«Внутри пустота, кажется — всё...»
Собраться с силами после известия о диагнозе порой бывает очень сложно, рассказала Амина Исмаилова. Как и многие, она самостоятельно обнаружила опухоль. После обследования и вердикта врачей просила повторно все перепроверить, поскольку верить в происходящее не хотелось.
- Внутри пустота, кажется, что все. После подтверждения диагноза врачи озвучили весь процесс лечения, начиная с операции, было страшно и не хотелось все это принимать по отношению к себе. Многие боятся операции, но это не самое страшное из того, что предстоит пройти дальше. А дальше химиотерапия и моноклональная терапия, - поделилась Амина.
После первого курса химиотерапии начали выпадать волосы, брови и ресницы. По её воспоминаниям, это был один из самых сложных периодов. Единственное, что помогло ей, — поддержка близких.
- Я это прошла благодаря поддержке моих любимых и родных людей, которые были рядом и всегда отвлекали от не очень хороших мыслей, которые просто начинают съедать изнутри, - отметила собеседница.
Амина уже восемь лет в ремиссии. Сейчас наша героиня старается радоваться каждой минуте и проводить все свободное время с самыми близкими.
«Каждому онкопациенту приходится пережить множество смертей»
Эльвира Тимиргалиева признается, что, узнав о диагнозе, буквально похоронила свои мечты, планы, силы, увлечения и прежнюю себя. До того самого дня, когда ей объявили диагноз, Эльвира вела активную жизнь: работала кондитером, обучала других, ходила на танцы и бокс, растила сына и строила счастливую семью с любимым человеком.
- Каждому онкопациенту приходится пережить множество смертей. Сложно жить, как жилось раньше: нет сил, стеснялась себя и до сих пор стесняюсь. Из яркой красивой женщины я стала тусклой, я буквально растеклась лицом и фигурой - плюс 15 лет, - поделилась собеседница.
По её словам, самым сложным было научиться заново жить и улыбаться. Но героиня не сдавалась. Она продолжила заниматься танцами, организовала корпоратив кондитеров, обучалась и много работала. Источниками силы для Эльвиры стали семья, друзья и работа.
Диагноз ей поставили в январе 2025 года. Она уже прошла через 16 курсов химиотерапии, две операции, полную мастэктомию и удаление яичников, впереди осталось 15 курсов лучевой терапии. Эльвира сейчас в ремиссии и пообещала себе ценить эту жизнь, любить и уважать себя.
- Невозможно выделить самое сложное. Сложно все: принять, что болеешь, новую внешность, изменения, что жизнь уже не будет прежней. До сих пор не могу принять внешность. В этом плане «Химия была, но мы расстались» - очень интересный, полезный проект, и он для многих девушек стал шагом на пути к принятию себя, изменениям, пониманию, что жизнь продолжается. А мне хотелось через фото показать, что есть две стороны меня, две части. И получается, что вот это фото с париком, где он у меня в руках, оно как раз про то, что я на пути к принятию, - рассказала Эльвира.
Наши героини — пример того, что сдаваться не нужно. Рак молочной железы - это диагноз, с которым сейчас умеют успешно бороться. И чем быстрее он будет обнаружен, тем вероятнее наилучший исход.
Первые симптомы рака
Маммолог, онколог РКОД Альберт Гимранов рассказал, что ранний рак часто никак не проявляется. Однако могут быть такие тревожные признаки, как новая «шишка» или уплотнение в груди или под мышкой, которое не исчезает после менструации; изменение формы или асимметрия груди, «втяжение» участка кожи, апельсиновая корка; втяжение, смещение или изменение формы соска; выделения из соска (особенно кровянистые или прозрачные у некормящих); покраснение, отек, локальное уплотнение, которое не проходит; новый, четко ограниченный участок боли, который держится дольше 2–3 недель.
Для того чтобы не пропустить эти проявления, необходимо раз в месяц проводить самоосмотр спустя 5-7 дней после начала менструации, в менопаузе — в фиксированный день месяца. С 20 до 39 лет важно ежегодно проходить клинический осмотр у врача и делать УЗИ по показаниям. С 40 лет можно начинать делать маммографию, после 45 эта процедура становится обязательной.
Риск заболевания раком молочной железы растет с возрастом.
- Большинство случаев — после 50 лет, пик — 55–74. Но рак бывает и у молодых, особенно при наследственных мутациях или облучении грудной клетки в подростковом возрасте. Важно не откладывать обследования после 40, а при отягощенном анамнезе — и раньше, - отметил собеседник.
Скрытыми факторами риска являются поздняя беременность или её отсутствие, короткий или отсутствующий период грудного вскармливания, плотная ткань груди, избыточный вес после менопаузы, низкая физическая активность, алкоголь, дефицит сна. Своё влияние на развитие заболевания оказывает стресс. Хоть сам по себе он не вызывает рак, но влияет на поведение, сон, питание, двигательную активность и приверженность лечению, а это уже влияет и на риск, и на исходы. Хронический стресс может усиливать воспалительные сигналы и ухудшать переносимость терапии.
Медик отметил, что не стоит верить мифам о раке груди. Например, многие верят, что маммография вызывает рак и от процедуры намного больше вреда, чем пользы. Однако дозы малы, а пользы от раннего выявления многократно больше. Также не стоит растирать опухоль массажем, поскольку это неэффективно, можно упустить время и вызвать воспаление кожи. Никакие диеты, детоксы и добавки не лечат рак. Гимранов советует регулярно проверяться, управлять модифицируемыми факторами риска (вес, активность, алкоголь, курение, сон) и спрашивать врача обо всем, что тревожит. «Лишних» вопросов в онкологии не бывает.