Машины будущего не переживут зиму? Ждать ли бума электромобилей в Татарстане
В Казани число электромобилей превысило тысячу. Однако спрос на на подобный транспорт в республике остаётся невысоким из-за сурового климата и проблем с зарядками.

Рост электротранспорта
Недавно мэрия Казани сообщила, что в городе теперь более тысячи электромобилей. С начала года, в татарстанской столице зарегистрировали 281 новых электромобилей, и общее число таких автомобилей достигло 1096. Это стало возможным благодаря тому, что электромобили включили в реестр парковочных разрешений. Еще в 2015 году владельцам электромобилей предоставили право на бесплатную парковку. За это время количество зарегистрированных автомобилей постоянно росло. В 2015–2020 годах в реестр внесли 51 электромобиль, в 2021 году их число увеличилось до 77, в 2022 году — до 124, а в 2023 году — до 288.
Республика активно поддерживает инициативы, направленные на популяризацию электромобилей. Однако эти меры пока не находят широкого отклика среди населения. Несмотря на их очевидные преимущества, такие как улучшение экологии, снижение вредных выбросов и развитие рынка электромобилей, спрос на электромашины остается низким.
По словам начальника отдела развития прочих видов деятельности АО «Сетевая компания», Наиля Салахутдинова на данный момент в парке общественных зарядных станций компании 171 электронная зарядная станция (ЭЗС). В этом году Казань стала первым городом в республике, где появился зарядный хаб из пяти станций.
- Мы устанавливаем станции с современным программным обеспечением и системами видеонаблюдения с искусственным интеллектом. В скором времени откроем еще 21 станцию для клиентов, - отметил Салахутдинов.
По мнению спикера, развитие электромобильной отрасли в России тормозится несколькими факторами. Основные проблемы — это неравномерное распределение зарядных станций по регионам и высокая цена на электромобили. Также на ситуацию влияют суровые зимние условия, которые усложняют эксплуатацию электромобилей.

- Интерес россиян к электромобилям появился сравнительно недавно. Однако государство активно поддерживает развитие этого направления: строятся зарядные станции, владельцы электромобилей получают льготы на федеральном, региональном и местном уровнях. Всё это создаёт благоприятные условия для роста рынка в будущем, - уточнил Салахутдинов.
В Минпромторге Татарстана в ответ на запрос «Вечерней Казани» заявили, что в республике на начало года, по данным ГИБДД, было зарегистрировано 1684 электромобиля. Развитие отрасли электрокаров в Татарстане и в России в целом сталкивается с рядом вызовов, но также имеет определённые преимущества и перспективы, которые нужно поддерживать, а не отказываться от них.
«В республике развитию электрокаров способствует государственная поддержка. В республике действуют налоговые льготы и бесплатные парковки для электромобилей. Планируется разрешить им ездить по автобусным полосам. Эти инициативы стимулируют переход на экологические виды транспорта. Важную роль играет развитие зарядной инфраструктуры. Татарстан участвует в федеральных программах по строительству ЭЗС. В проектах задействованы как местные инвесторы, так и внешние партнёры. Сегодня в республике уже работает 255 зарядных станций», - сообщили в ведомстве.

Ведомство считает, что развитию отрасли электромобилей способствует интерес бизнеса. Рост спроса на электромобили стимулирует появление новых зарядных устройств, кабелей и других товаров для электротранспорта. В республике работают два производителя зарядных станций и комплектующих – НП «Технопрактика» и «Энергоинновации». Локализация производства также играет важную роль. В Татарстане идет сотрудничество с производителями электромобилей, такими как компания «Кама», которая готовится к серийному выпуску модели «Атом».
«Чтобы ускорить развитие рынка электромобилей в Татарстане, нужно улучшить инфраструктуру, снизить стоимость машин и повысить осведомленность людей о преимуществах экологичного транспорта. Важно увеличить господдержку на федеральном уровне и локализовать производство ключевых компонентов» - добавили в ведомстве.
Непопулярная технология
Среди препятствий для развития электрокаров в Татарстане Минпромторг республики также выделил климатические условия. Зимой батареи разряжаются быстрее, а обогрев салона требует больше энергии. Это сокращает запас хода и делает использование электрокаров менее удобным.
«Ограниченная доступность зарядных станций — серьёзный барьер для развития электромобилей. Татарстан активно строит ЭЗС, но их пока недостаточно, особенно в удалённых районах и на дорогах. Высокая цена электрокаров также мешает их популярности. Несмотря на растущий интерес, средняя стоимость остаётся высокой. Отечественный автопром пока не может существенно снизить цены и сделать электромобили доступными для всех.На федеральном уровне есть меры поддержки — субсидии на покупку или лизинг электромобилей в размере 925 тысяч рублей. Однако этого недостаточно для массового распространения» - подчеркнули в министерстве.
Ведомство отмечает, что проблемы с сервисным обслуживанием также играют свою негативную роль. Большинство электромобилей, продаваемых в России, — импортные, без официального представительства. Это усложняет ремонт и обслуживание, кроме того, существуют регуляторные и экономические барьеры, которые отбивают немного растущий спрос.
С этим мнением согласен и руководитель филиала автомобильного маркетплейса FRESH Казань Карен Авакян. Он считает, что основная проблема отставания российского рынка электромобилей — недостаточное развитие инфраструктуры и логистики.

- Несмотря на усилия властей и частных компаний, зарядная инфраструктура для электромобилей в России находится на начальном уровне. Количество общественных зарядных станций относительно невелико, особенно за пределами крупных городов. Например, в Татарстане до конца 2028 года планируют увеличить количество зарядных станций с 250 до 350, однако этого недостаточно для массового распространения электромобилей, - уточнил Авакян.
По мнению эксперта, электрокары часто стоят значительно дороже, чем традиционные бензиновые автомобили. Несмотря на государственные субсидии, многие россияне предпочитают привычные машины из-за меньших первоначальных расходов и простоты обслуживания. Дополнительные траты связаны с высокими налогами и сборами, включая утилизационный сбор, который увеличивает конечную стоимость автомобилей.
- Например, утилизационный сбор на некоторые марки достигает миллиона рублей, делая покупку электрокара менее привлекательной. Кроме того, российские зимы известны суровыми условиями, что негативно сказывается на эффективности батарей электромобилей. Заряженная батарея быстро теряет энергию в холодную погоду, сокращая запас хода и повышая эксплуатационные расходы. А ведь климат играет важную роль в выборе транспортного средства жителями северных районов России, - добавил Авакян.
Авакян отметил, что российский автопром слабо развит в сегменте электромобилей. Модели от отечественных заводов, таких как «Москвич» и «Камаз», пока не завоевали популярность из-за высокой цены и ограниченной доступности. Импортные электромобили ещё дороже, и большинство людей предпочитают традиционные автомобили.

- Местное производство электрокаров требует значительных инвестиций и технологических решений, которые пока не реализуются в полной мере. При этом, в сравнении с другими регионами России, Татарстан демонстрирует значительные успехи в развитии инфраструктуры для электромобилей. Уже существует несколько сотен зарядных станций, что создаёт благоприятные условия для пользователей. Тем не менее, основной причиной медленного роста остаётся высокая стоимость автомобилей и недостаток специализированных сервисов для ремонта и технического обслуживания., - рассказал эксперт.
Спикер считает, что отрасль электрокаров в России имеет потенциал для быстрого роста. Однако для этого нужна комплексная поддержка со стороны государства, бизнеса и общества. Если решить проблемы с инфраструктурой, снизить налоги и сборы, а также предложить доступные модели отечественного производства, переход на экологически чистый транспорт ускорится.
Схожую точку зрения с Авакяном разделяет и директор направления новых автомобилей ТТС Алексей Караулов. Он отмечает, что рынок электрокаров пока невелик — всего доли процента от всего автопарка. Рост заметен, но в общем объеме он пока не меняет структуру рынка. Рынок находится на начальном этапе, когда каждый новый десяток машин выглядит как значительный прогресс, но массового эффекта еще не дает.

- В Казани зарядных станций стало больше, чем несколько лет назад, но проблема остается в их равномерности и плотности. В Европе и США инфраструктура формировалась дольше, а у нас пока есть только отдельные точки: в центре города, крупных бизнес-центрах и новых жилых комплексах. Если выехать за город или отправиться в поездку дальше 200–300 километров, возникает риск остаться без зарядки. Во-вторых, цена. Китайские бренды сделали электромобили доступнее, но они все еще дороже сопоставимых бензиновых моделей, хотя и дешевле в обслуживании. Чтобы компенсировать разницу, нужны льготы, удобная парковка и налоговые стимулы. Сейчас этих мер недостаточно, а многие сомневаются, что поддержка будет расширяться, - уточнил Караулов.
Важную роль играет и фактор привычки, считает собеседник. Ведь электрокар — это новый опыт потребления, требующий новых привычек: зарядки, использования приложений, планирования и учета особенностей зимней эксплуатации. Массовому потребителю нужно время, чтобы это принять. Однако Россия вряд ли сможет игнорировать глобальные тренды, просто переход к ним будет более плавным, чем ожидалось несколько лет назад. При этом технологически электромобили развиваются стремительно: батареи надёжнее, зарядки быстрее, запас хода растёт, потому что китайские производители ускорили прогресс в этом направлении.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Сергей Салихов, давший показания против владельца «дорожной империи» Айрата Миннуллина, раскрыл все карты. Бизнесмен подробно описал схему хищения миллиардов при строительстве трассы М-12.
В многоэтажке Авиастроительного района города произошел «хлопок» газа — виновник происшествия погиб. Чрезвычайные службы эвакуировали часть жителей дома.
В Казани допросили экс-начотдела министерства земельных и имущественных отношений Татарстана: Ильшат Аминов отверг причастность к махинациям и отказался от заявленного ранее признания вины.
После годовой кочевки русский ТЮЗ наконец-то получил пристанище и определенную стабильность. В освободившемся здании театра им. Тинчурина тюзовцы осядут вплоть до конца реконструкции своего исторического здания на улице Островского
В республике ускорился рост цен: санкционные и логистические ограничения заставляют производителей перекладывать расходы на потребителя. Процесс усилится с изменением ставки НДС в 2026 году, прогнозируют эксперты, но эффект будет временным.








