Общество
22 November 07:20
Автор материала:Павел Наумов

Машины будущего не переживут зиму? Ждать ли бума электромобилей в Татарстане

В Казани число электромобилей превысило тысячу. Однако спрос на на подобный транспорт в республике остаётся невысоким из-за сурового климата и проблем с зарядками.

Машины будущего не переживут зиму? Ждать ли бума электромобилей в Татарстане

Автор фото: Егор Затеев / ИД «Bечерняя Казань»

Рост электротранспорта 

 

Недавно мэрия Казани сообщила, что в городе теперь более тысячи электромобилей. С начала года, в татарстанской столице зарегистрировали 281 новых электромобилей, и общее число таких автомобилей достигло 1096. Это стало возможным благодаря тому, что электромобили включили в реестр парковочных разрешений. Еще в 2015 году владельцам электромобилей предоставили право на бесплатную парковку. За это время количество зарегистрированных автомобилей постоянно росло. В 2015–2020 годах в реестр внесли 51 электромобиль, в 2021 году их число увеличилось до 77, в 2022 году — до 124, а в 2023 году — до 288.

Республика активно поддерживает инициативы, направленные на популяризацию электромобилей. Однако эти меры пока не находят широкого отклика среди населения. Несмотря на их очевидные преимущества, такие как улучшение экологии, снижение вредных выбросов и развитие рынка электромобилей, спрос на электромашины остается низким.

По словам начальника отдела развития прочих видов деятельности АО «Сетевая компания», Наиля Салахутдинова на данный момент в парке общественных зарядных станций компании 171 электронная зарядная станция (ЭЗС). В этом году Казань стала первым городом в республике, где появился зарядный хаб из пяти станций. 

- Мы устанавливаем станции с современным программным обеспечением и системами видеонаблюдения с искусственным интеллектом. В скором времени откроем еще 21 станцию для клиентов, - отметил Салахутдинов.   

По мнению спикера, развитие электромобильной отрасли в России тормозится несколькими факторами. Основные проблемы — это неравномерное распределение зарядных станций по регионам и высокая цена на электромобили. Также на ситуацию влияют суровые зимние условия, которые усложняют эксплуатацию электромобилей. 

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Интерес россиян к электромобилям появился сравнительно недавно. Однако государство активно поддерживает развитие этого направления: строятся зарядные станции, владельцы электромобилей получают льготы на федеральном, региональном и местном уровнях. Всё это создаёт благоприятные условия для роста рынка в будущем, - уточнил Салахутдинов. 

В Минпромторге Татарстана в ответ на запрос «Вечерней Казани» заявили, что в республике на начало года, по данным ГИБДД, было зарегистрировано 1684 электромобиля. Развитие отрасли электрокаров в Татарстане и в России в целом сталкивается с рядом вызовов, но также имеет определённые преимущества и перспективы, которые нужно поддерживать, а не отказываться от них. 

«В республике развитию электрокаров способствует государственная поддержка. В республике действуют налоговые льготы и бесплатные парковки для электромобилей. Планируется разрешить им ездить по автобусным полосам. Эти инициативы стимулируют переход на экологические виды транспорта. Важную роль играет развитие зарядной инфраструктуры. Татарстан участвует в федеральных программах по строительству ЭЗС. В проектах задействованы как местные инвесторы, так и внешние партнёры. Сегодня в республике уже работает 255 зарядных станций», - сообщили в ведомстве. 

Автор фото: Минпромторг РТ

Ведомство считает, что развитию отрасли электромобилей способствует интерес бизнеса. Рост спроса на электромобили стимулирует появление новых зарядных устройств, кабелей и других товаров для электротранспорта. В республике работают два производителя зарядных станций и комплектующих – НП «Технопрактика» и «Энергоинновации». Локализация производства также играет важную роль. В Татарстане идет сотрудничество с производителями электромобилей, такими как компания «Кама», которая готовится к серийному выпуску модели «Атом».

«Чтобы ускорить развитие рынка электромобилей в Татарстане, нужно улучшить инфраструктуру, снизить стоимость машин и повысить осведомленность людей о преимуществах экологичного транспорта. Важно увеличить господдержку на федеральном уровне и локализовать производство ключевых компонентов» - добавили в ведомстве. 

Непопулярная технология 

Среди препятствий для развития электрокаров в Татарстане Минпромторг республики также выделил климатические условия. Зимой батареи разряжаются быстрее, а обогрев салона требует больше энергии. Это сокращает запас хода и делает использование электрокаров менее удобным.

«Ограниченная доступность зарядных станций — серьёзный барьер для развития электромобилей. Татарстан активно строит ЭЗС, но их пока недостаточно, особенно в удалённых районах и на дорогах. Высокая цена электрокаров также мешает их популярности. Несмотря на растущий интерес, средняя стоимость остаётся высокой. Отечественный автопром пока не может существенно снизить цены и сделать электромобили доступными для всех.На федеральном уровне есть меры поддержки — субсидии на покупку или лизинг электромобилей в размере 925 тысяч рублей. Однако этого недостаточно для массового распространения» - подчеркнули в министерстве. 

Ведомство отмечает, что проблемы с сервисным обслуживанием также играют свою негативную роль. Большинство электромобилей, продаваемых в России, — импортные, без официального представительства. Это усложняет ремонт и обслуживание, кроме того, существуют регуляторные и экономические барьеры, которые отбивают немного растущий спрос. 

С этим мнением согласен и руководитель филиала автомобильного маркетплейса FRESH Казань Карен Авакян. Он считает, что основная проблема отставания российского рынка электромобилей — недостаточное развитие инфраструктуры и логистики. 

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Несмотря на усилия властей и частных компаний, зарядная инфраструктура для электромобилей в России находится на начальном уровне. Количество общественных зарядных станций относительно невелико, особенно за пределами крупных городов. ​‍Например, в Татарстане до конца 2028 года планируют увеличить количество зарядных станций с 250 до 350, однако этого недостаточно для массового распространения электромобилей, - уточнил Авакян. 

По мнению эксперта, электрокары часто стоят значительно дороже, чем традиционные бензиновые автомобили. Несмотря на государственные субсидии, многие россияне предпочитают привычные машины из-за меньших первоначальных расходов и простоты обслуживания. Дополнительные траты связаны с высокими налогами и сборами, включая утилизационный сбор, который увеличивает конечную стоимость автомобилей.

- Например, утилизационный сбор на некоторые марки достигает миллиона рублей, делая покупку электрокара менее привлекательной.​ Кроме того, российские зимы известны суровыми условиями, что негативно сказывается на эффективности батарей электромобилей. Заряженная батарея быстро теряет энергию в холодную погоду, сокращая запас хода и повышая эксплуатационные расходы.​ А ведь климат играет важную роль в выборе транспортного средства жителями северных районов России, - добавил Авакян. 

Авакян отметил, что российский автопром слабо развит в сегменте электромобилей. Модели от отечественных заводов, таких как «Москвич» и «Камаз», пока не завоевали популярность из-за высокой цены и ограниченной доступности. Импортные электромобили ещё дороже, и большинство людей предпочитают традиционные автомобили.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Местное производство электрокаров требует значительных инвестиций и технологических решений, которые пока не реализуются в полной мере. При этом, в сравнении с другими регионами России, Татарстан демонстрирует значительные успехи в развитии инфраструктуры для электромобилей. Уже существует несколько сотен зарядных станций, что создаёт благоприятные условия для пользователей. Тем не менее, основной причиной медленного роста остаётся высокая стоимость автомобилей и недостаток специализированных сервисов для ремонта и технического обслуживания., - рассказал эксперт. 

Спикер считает, что отрасль электрокаров в России имеет потенциал для быстрого роста. Однако для этого нужна комплексная поддержка со стороны государства, бизнеса и общества. Если решить проблемы с инфраструктурой, снизить налоги и сборы, а также предложить доступные модели отечественного производства, переход на экологически чистый транспорт ускорится.

Схожую точку зрения с Авакяном разделяет и директор направления новых автомобилей ТТС Алексей Караулов. Он отмечает, что рынок электрокаров пока невелик — всего доли процента от всего автопарка. Рост заметен, но в общем объеме он пока не меняет структуру рынка. Рынок находится на начальном этапе, когда каждый новый десяток машин выглядит как значительный прогресс, но массового эффекта еще не дает.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- В Казани зарядных станций стало больше, чем несколько лет назад, но проблема остается в их равномерности и плотности. В Европе и США инфраструктура формировалась дольше, а у нас пока есть только отдельные точки: в центре города, крупных бизнес-центрах и новых жилых комплексах. Если выехать за город или отправиться в поездку дальше 200–300 километров, возникает риск остаться без зарядки. Во-вторых, цена. Китайские бренды сделали электромобили доступнее, но они все еще дороже сопоставимых бензиновых моделей, хотя и дешевле в обслуживании. Чтобы компенсировать разницу, нужны льготы, удобная парковка и налоговые стимулы. Сейчас этих мер недостаточно, а многие сомневаются, что поддержка будет расширяться, - уточнил Караулов. 

  

Важную роль играет и фактор привычки, считает собеседник. Ведь электрокар — это новый опыт потребления, требующий новых привычек: зарядки, использования приложений, планирования и учета особенностей зимней эксплуатации. Массовому потребителю нужно время, чтобы это принять. Однако Россия вряд ли сможет игнорировать глобальные тренды, просто переход к ним будет более плавным, чем ожидалось несколько лет назад. При этом технологически электромобили развиваются стремительно: батареи надёжнее, зарядки быстрее, запас хода растёт, потому что китайские производители ускорили прогресс в этом направлении.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей