1 сентября 07:15

Автор материала: Павел Наумов

Таксопарки не готовы к переходу на отечественные авто

Новые требования для отрасли мешают бизнесу работать, ведь почти половина их автопарка состоит из иностранных машин, а их продажа на вторичном рынке затруднительна. При этом многие компании до сих пор ждут списка разрешённых авто.

Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Новое регулирование 

В сети появились сообщения о том, что таксомоторные службы планируют массово продавать подержанные иномарки. Сейчас такие машины составляют более половины автопарка российских перевозчиков. С будущего года запрет на покупку старых иномарок для такси вступит в силу, и службы будут обязаны использовать только российские автомобили. Это связано с законом о локализации транспорта для такси, согласно которому с марта 2026 года перевозчики не смогут использовать для оказания услуг и покупать иностранные автомобили, а также перерегистрировать как транспорт уже имеющиеся зарубежные авто. 

Закон также будет запрещать сдавать автомобили в аренду водителям, ставшим индивидуальными предпринимателями, без обновления разрешения. Это заставит перевозчиков обновить автопарк и вывести на рынок тысячи машин. Исключение сделано для Сибири и Дальнего Востока: там закон вступит в силу в 2028 и 2030 годах соответственно.

Представители сервиса такси «Максим» рассказали, что бизнес-модель таксопарков заключается в предоставлении автомобилей в аренду всем желающим работать в такси. Однако есть проблема: годовой лимит выручки самозанятого водителя составляет 2,4 миллиона рублей. Пока водитель работает в статусе самозанятого, таксопарк может сдавать ему автомобиль в аренду по договору обеспечения деятельности. В реестрах такси владельцем машины числится таксопарк, а перевозчиком - самозанятый водитель.

«Связка «автомобиль - перевозчик» в реестре устанавливается, услуга оказывается легально. Когда самозанятый водитель исчерпает лимит выручки в 2,4 миллиона рублей, что обычно происходит на седьмой-восьмой месяц работы, он больше не сможет пользоваться специальным налоговым режимом НПД. В этом случае ему придется перейти в статус индивидуального предпринимателя (ИП) и выбрать другой налоговый режим. Однако ИП не может работать на чужом автомобиле по договору. Автомобиль должен быть зарегистрирован в реестре на имя ИП, а не пункта проката. При переоформлении разрешения на ИП предыдущее аннулируется, и с 1 марта 2026 года нелокализованный автомобиль уже нельзя будет внести в реестр. Такой автомобиль станет нелегальным для использования в такси и перестанет приносить доход. Поэтому таксопарки крупных городов стараются избавиться от нелокализованных автомобилей», - отметил перевозчик. 

Автор фото: Лера Толстошеева / ИД «Вечерняя Казань»

Компания отмечает сложную ситуацию: продать автомобили в лизинге непросто, особенно учитывая проверки по реестрам такси. При этом также существует проблема дефицита водителей по всей стране. Например, московские таксопарки время от времени продают свои простаивающие машины, чтобы снизить расходы. Обычно их покупают небольшие региональные компании. До конца 2028 года самозанятым нельзя увеличить годовой лимит выручки по закону о введении экспериментального налогового режима НПД.

«В маленьких городах, где стоимость поездок ниже, эта проблема не стоит остро. Там мы не наблюдаем массового замещения имеющихся автомобилей партнерских парков на те, что соответствуют закону о локализации. Кстати, полного списка локализованных автомобилей, допущенных к работе в такси, пока нет», - уточнили представители агрегатора. 

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Как объяснили представители сервиса «Максим», с 1 марта 2026 года в реестр легковых такси нельзя будет внести автомобили, не локализованные в стране. Однако уже внесённые в реестр машины остаются там навсегда, пока их не снимут с учёта в ГИБДД, не исключит уполномоченный орган за нарушение или владелец сам не решит удалить свой автомобиль из реестра. Поэтому резких изменений в компании не ожидают.

Сервис такси «Поехали» подтверждает, что таксопарки продают иномарки не по своей воле. С 2026 года их автомобили просто не смогут пройти регистрацию в реестре такси. Но также в организации обращают внимание, что явление не массовое и идет постепенно, также указывают на отсутствие утвержденного списка одобренных отечественных авто. 

- В крупных городах самозанятые водители сталкиваются с ещё одной проблемой - если их годовой доход превышает 2,4 миллиона рублей, они теряют право работать на арендованном автомобиле. В регионах ситуация несколько лучше, но и там нет полной ясности: до сих пор не утверждён полный список локализованных моделей, отчего не совсем понятно, что стоит покупать, - считают представители компании. 

В сервисе «Яндекс Такси» на запрос «Вечерней Казани» не ответили.

«АвтоВАЗ» не приспособлен для такси  

Несмотря на новые требования к разрешенным для использования в такси машинам, не все считают, что это вызовет массовые продажи иностранных авто. Исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская напомнила, что с 1 марта следующего года в отрасли разрешат использовать только автомобили, набравшие не менее 3200 баллов локализации или произведенные по специальным инвестиционным контрактам.

- В Госдуме при обсуждении законопроекта подчеркнули, что можно будет использовать автомобили, которые не соответствуют новым требованиям, но были внесены в реестр до его вступления в силу. Однако стоит учесть важный момент: автомобили могут выпадать из реестра по различным причинам, таким как окончание срока лизинга или смена собственника. Если такие машины не соответствуют требованиям локализации, вернуть их в реестр будет невозможно.С 1 марта начнётся процесс исключения иностранных автомобилей из реестра такси. Это приведёт к уменьшению числа машин на линии, что в свою очередь вызовет рост цен на перевозки из-за дисбаланса между спросом и предложением, - отметила Лозинская. 

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Перевозчики намерены обновить автопарки и заменить выходящие из строя иностранные машины, говорит эксперт. Важно, чтобы у них была возможность приобретать новые автомобили, соответствующие законодательным требованиям и обеспечивающие хорошее соотношение цены и качества для пассажиров и бизнеса. Поэтому для такси необходим максимально широкий список разрешенных машин, иначе стоимость услуг такси для обывателей вырастет. 

- Сейчас Минпромторг составляет такой список, и здесь важно учесть текущее состояние производства и дальнейшие планы по углублению локализации каждого автопроизводителя, выпускающего машины в России. Вместо жёсткого требования в 3200 баллов необходимо гибко принимать решения по включению каждой марки в список, - добавила Лозинская. 

Вице-президент национального автосоюза Антон Шапарин считает, что закон о локализации в такси окажет не самое благоприятное влияние на отрасль. Власти должны четко определить список автомобилей, которые можно использовать в такси. Это повлияет на дальнейшее развитие этого вида бизнеса. 

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Таксисты продолжат использовать те автомобили, которые есть в их распоряжении сейчас. Продавать их никто не станет. Однако будущее отрасли вызывает вопросы. Массовые закрытия бизнесов неизбежны, так как использовать только продукцию «АвтоВАЗа» становится невыгодно. Таксисты не готовы к таким переменам. Отрасль нуждается в других автомобилях, которые были бы более надёжными и экономичными для эксплуатации в такси. Гарантия на продукцию «АвтоВАЗа» составляет всего 100 тысяч километров, что меньше, чем один год работы такси в Москве. Очевидно, что отрасль ждёт серьёзных испытаний. Однако сейчас никто не будет распродавать имеющиеся автомобили, - уточнил Шапарин. 

Таксопарки считают, что если машина использовалась в такси и имеет соответствующую лицензию, которую легко проверить через различные системы, то в случае ее продажи она не сможет составить конкуренцию автомобилю, который никогда не применялся в такси и принадлежит физическому лицу. Это связано с естественным износом и другими особенностями.

Комментарии
Анон4 сентября 09:55
Автоваз худшая машина для такси! тайота надёжная и комфортная а то что сказал тот тип что Веста лучше камри пусть сходит к мозгоправу
0
Срань5 сентября 21:14
Да веста лучше бентли, тойота вообще отстой
0
Аноним1 сентября 18:20
Скоро в ход пойдут остатки советских жигулей и волг, Оруэл был прав, он писал о сегодняшней России, где рабство - это свобода. Осталось говорить ку-ку.
0
Оставить комментарий