«Кто сгорел, тот не утонет…»
Размер утильсбора готовятся привязать к мощности двигателя. Это может привести к резкому взлету цен на автомобили, предупреждают эксперты. Мера призвана поддержать отечественный автопром, но противники инициативы отмечают, что по соотношению «цена — качество» отечественные модели не соответствуют ожиданиям покупателей.
Изначально российский Минпромторг анонсировал повышение утилизационного сбора на автомобили с 1 ноября этого года. Однако позже появилась информация, что власти решили отложить спорные изменения. Бывший депутат Госдумы, автоэксперт Вячеслав Лысаков, ссылаясь на свои источники, сообщает, что готовится официальный документ о переносе сроков начала действия нового утильсбора. По его словам, новые правила, вероятно, вступят в силу не раньше 1 января 2026 года, при этом решение поддерживают эксперты и профильные ассоциации.
По предложению Минпромторга, машины с двигателем мощнее 160 лошадиных сил, которые люди покупают для личного использования, будут облагаться более высоким сбором, размер которого может достигать сотен тысяч или даже миллионы рублей в зависимости от мощности и объема двигателя.
Базовая ставка останется в размере 20 тысяч рублей, но будет меняться в зависимости от мощности двигателя. За автомобили с двигателем мощностью от 160 до 190 л. с. заплатят утильсбор на 1,2 миллиона рублей. Транспорт с двигателем от 220 до 250 л. с. будет облагаться налогом в 1,3–1,4 миллиона рублей, а машины с мощностью двигателя более 300 л. с. — до двух миллионов рублей и выше. Льготы для электромобилей будут применимы только к автомобилям с низкой мощностью двигателя — до 80 л. с., при этом коэффициенты будут индексироваться каждый год до 2030 года.
- У нас есть министерство финансов, сотрудники которого, похоже, не совсем понимают, что делают. Они решили собрать с автомобилистов огромные деньги, 5,9 триллиона рублей от нового утильсбора в ближайшие три года. По прогнозам ведомства, в 2026 году поступления составят 1,65 триллиона рублей, в 2027 году — около 2 триллионов, а в 2028 году — 2,3 триллиона рублей. Большая часть этих средств поступит от автомобилей, произведённых в России, а остальное — от импортированных. Причём больше всего планируется взимать с владельцев мощных автомобилей с двигателями от трех литров и с электромобилей и гибридов, которые в России пока не производятся. Непонятно, как они пришли к выводу, что с российских машин можно собрать четыре триллиона рублей. Однако все разумные люди понимают, что с иномарок в бюджет ничего не поступит, - комментирует нововведение Лысаков, отмечая, что с таким размером утильсбора иномарки в России станут роскошью.
Эксперт считает, что из-за резкого повышения утильсбора цены на автомобили вырастут на 2–3 миллиона рублей. Это может привести к краху рынка, так как только 10 процентов покупателей смогут позволить себе такие расходы. В этом случае большая часть бизнеса в этой сфере окажется под угрозой.
- Вместо того чтобы оптимизировать фискальную нагрузку и увеличить доходы бюджета за счёт оборота ввозимых автомобилей, чиновники решили резко повысить сборы. Откуда у Минфина такой необоснованный оптимизм, понять сложно. В действительности же мы услышим лишь «щелчок государственной челюсти», но останемся без новых современных, безопасных и экологичных автомобилей. А что касается «АвтоВАЗа» - ему уже не поможешь: кто сгорел, тот не утонет, - считает Лысаков.
Успеть, пока дешевле
Одним из факторов, усугубляющих проблему с отложенным введением дорогого утилизационного сбора, стал масштабный сбой на сайте электронных ПТС. Документы, оформленные после 18 сентября, внезапно аннулировались.
По всей стране автовладельцы сталкивались с разными проблемами. У некоторых возникали сбои в определении местоположения, другие не могли зайти на сайт. Сотни водителей, которые планировали зарегистрировать свои машины в ГИБДД, оказались в сложном положении. Из-за отмены электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС) пришлось переносить сроки записи на регистрацию.
Руководитель Федерации автовладельцев России в Казани Дмитрий Золотов считает, что сбой на сайте ЭПТС мог произойти из-за ожидаемого роста утильсбора. Многие россияне стали массово заказывать автомобили из-за границы ради оформления их по льготным ценам. Это привело к резкому увеличению потока заказов, переполнению стоянок и образованию длинных очередей на оформление документов. В результате нагрузка на базу данных значительно возросла.
По словам представителя Федерации автовладельцев России, рост стоимости утильсбора — серьезная проблема не только для покупателей, но и для продавцов, а также для государства. Это может привести к обвалу продаж рынка, который и так испытывает трудности из-за ухода многих брендов из России.
- Автомобили с мощностью двигателя более 160 лошадиных сил подорожают минимум на 30–50 процентов. В рублях это составит от 400 тысяч до миллиона. Если сейчас автомобиль стоит три миллиона, то сверху придётся доплатить ещё миллион за утилизационный сбор. В результате рынок изменится: люди будут покупать больше подержанных машин, - добавил Золотов.
Как подчеркнул собеседник, из-за шумихи вокруг повышения утильсбора и неопределенности с датой его введения спрос на импортные автомобили резко вырос. Люди стали массово покупать последние доступные модели из Китая, Японии, Кореи и Германии. Это привело к образованию длинных очередей на паромных переправах и в таможенных пунктах.
- Те, кто привык к комфорту и предпочитает заказывать автомобили премиум-класса для трансфера, выбирают единичные модели. Такие автомобили остаются на рынке как минимум три года. Однако после введения нового утильсбора массовый спрос на них значительно снизится. А автомобили с мощностью двигателя до 160 лошадиных сил, которых повышение утильсбора практически не коснется, сейчас почти не производят, - объяснил автоэксперт.
При этом, как подчеркивает Золотов, цены на топливо, техническое обслуживание и новые автомобили растут, что заставляет многих отказываться от машин. Утильсбор также способствует тому, что люди предпочитают общественный транспорт или каршеринг.
Неутешительные итоги
В беседе с журналистом «Вечерней Казани» главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков, комментируя инициативу, подчеркнул, что многие автомобили, официально доступные через дистрибьюторов, имеют аналоги на параллельном рынке. Но их стоимость будет выше из-за дополнительных сборов.
- Например, сейчас автомобили с объёмом двигателя от одного до двух литров стоят 667 тысяч рублей. Если взять машину мощностью 200 лошадиных сил, то сбор может составить около 850–900 тысяч рублей, что не так уж и много. Однако если мы говорим о льготных ставках для физических лиц, то стоимость автомобиля может быть ниже, - отметил эксперт.
При этом Кадаков не согласен с мнением, что сегодня на рынке новых автомобилей преобладают машины с мощностью двигателя от 150 лошадиных сил и выше. Есть и немало автомобилей меньшей мощности, которые тоже пользуются популярностью.
- У нас много автомобилей, которые попадают под льготную ставку налога, до 150 лошадиных сил. Машины вроде Chery, Geely и Haval представлены на рынке в достаточном количестве. Речь идёт о официально продаваемых автомобилях. Есть и другие, которые ввозят неофициально. Современные автомобили обычно имеют мощность от 150 до 200 лошадиных сил. Однако есть и более слабые машины. В ближайшее время на рынок выйдут более доступные модели, включая праворульные японские автомобили, - добавил собеседник.
При этом, как подчеркивает спикер, в Китае можно найти много машин стоимостью от 80 до 100 тысяч юаней. И если перевести эту сумму в рубли, то получится около миллиона рублей, что частенько может соотноситься с размером потенциального утильсбора.
- Однако речь идёт о простых моделях среднего класса. Кроме утилизационного сбора, таможенных пошлин и НДС есть ещё и различные акции. В результате мы платим примерно вдвое больше себестоимости машины в виде налогов и сборов, - полагает Кадаков.
Увеличение утильсбора в первую очередь призвано поддержать российский автопром. Сейчас на рынке большинство автомобилей с низкой мощностью. Предполагается, что таким образом людей будут стимулировать покупать отечественные машины и другие маломощные автомобили.
- История была бы интересной, если бы мы производили весь спектр автомобилей, который ценят покупатели, но это не так. При этом наши машины, особенно те, что сейчас пользуются спросом, стоят столько же, сколько и импортные аналоги. Получается, что российские автомобили по цене не уступают зарубежным. То же самое касается и других брендов, за исключением некоторых, - удивляется Кадаков.
При этом спикер считает, что, когда покупатели приходят в автосалон и видят цены на российские машины, они задаются вопросом: почему они стоят столько же, сколько и импортные? И это определенно не способствует развитию отечественного автопрома.