Потерянный август
Где-то в районе одиннадцати ночи к `Белому дому` выдвинулся генерал Александр Лебедь. Позже все будут говорить, что Лебедь привел батальон Тульской воздуш ...
Впрочем, Лебедь не был настроен агрессивно, а с одним из сопровождавших его офицеров я дажепереговорил. Видимо, это был политработник. Слишком уж пафосные слова он произносил:
- Армию на народ направляют генералы, а команду "огонь!" подают лейтенанты. Я не уверен, что в нашей армии много таких лейтенантов-идиотов, готовых стрелять в свой народ...
Я не разделял его уверенности. Слишком свежи были воспоминания о событиях апреля 1989 года в Тбилиси, января 1990-го в Баку, января 1991 года в Вильнюсе, очевидцем которых мне довелось быть. Ведь в том же Баку именно Лебедь "направлял армию на народ" и нашлись "идиоты-лейтенанты", которые утопили в крови площадь перед Сальянскими казармами.
После карательной операции в Баку я уволился из армии.
После "демократизации" Вильнюса навсегда поссорился с Сашей Невзоровым, про которого с экрана Вологодского телевидения сказал: "У каждой революции свои попы гапоны, жаль, что гапоном января 1991 года оказался Невзоров".
Ночь с 19 на 20 августа 1991 года. Вместе с Лопатиным и Ненашевым были у госсекретаря России Геннадия Бурбулиса. Кругом суета, все ждут атаки, а он - спокоен - ни резкого жеста, ни громкого слова:
- Надо установить радиосвязь с танкистами...
Идем переговорить с Евдокимовым насчет стыковки частот на военных радиостанциях с переносной станцией в Штабе обороны.
На танке сидят какие-то парни и девушки, танкистов не видно. Начали стучать по броне, ребята на нас накинулись: "Не надо будить! Пусть поспят хоть немного! Да и кто вы такие?". - "А вы кто?" - "Мы? Мы танкистов охраняем!"
Когда дело было сделано и между Штабом обороны и головным танкомбыла установлена устойчивая связь, прошлись вокруг "Белого дома". Люди не спали. У одного из костров играли в шахматы. Крохотные фигурки едва различались в отблесках костра. Какой-то угрюмый парень-кавказец у меня на глазах минут за 5 - 7 расправился с тремя соперниками. Четвертым был я, но наша партия длилась минуть двадцать.
Потом в те дни я еще несколько раз видел этого кавказца. И кто бы мог подумать, что через шесть лет, в марте 1997-го, премьер-министр Чеченскойреспублики Ичкерия (а с августа 1999-го - главарь бандформирования) Шамиль Басаев вспомнит ту шахматную партию...
Возвращаюсь в Штаб обороны.
- Ты где ходишь? - это Лопатин, и уже обращаясь и ко мне, и к Ненашеву: - Зайдите ко мне... Есть дело...
И уже в кабинете продолжил:
- У меня в приемнойорганизован корпункт Би-би-си. Там работает Артем Боровик. Он через каждые 10 - 15 минут выходит на связь с Би-би-си...
В общем, Лопатин поручил мне и Ненашеву обеспечить безопасность Артема... при любом стечении событий. Но чтобы не обидеть Артема и его супругу(тоже журналистку) Вику, обеспечение безопасности необходимо было "осуществлять негласно и ненавязчиво".
День прошел относительно спокойно. Смеркалось. Моросил нудный дождь, но народ не расходился. К этому времени уже даже неспециалисту стало ясно, что лобовая атака маловероятна, поскольку чревата огромным количеством жертв. Но к зданию правительства могут просочиться бойцы спецназа, КГБ или ГРУ (Главного разведуправления Министерства обороны), естественно, в гражданской одежде, и ликвидировать оборону изнутри. Эта опасность была вполне реальной.
Никто в "Белом доме" не знал, что никакого штурма не будет. Потому что те, на кого надеялись "путчисты" - группа "Альфа", - отказались выполнять приказ. Это был первый и единственный случай неподчинения за всю историю "Альфы".
Была опасность и вертолетного десанта. Но народный депутат СССР, полковник, командир авиадивизии Александр Цалко еще 19 августа заявил, что его коллеги-летчики не полетят к "Белому дому". Впоследствии выяснилось, что пилоты действительно отказались выполнять приказ - высадить десант на крышу "Белого дома".
А тогда, в ночь с 20-го на 21-е, защитники "Белого дома" ждали атаки. Все были проинструктированы, что если к зданию прорвется бронетехника, надо ее пропустить, отсекать от техники людей. Непосредственно боевые действия должны были вести те, кто находился внутри "Белого дома", -оружие было только у нас. А чтобы в перестрелке не пострадали свои, на улице люди были отведены от здания на 50 метров. И именно там образовались живые цепи. Кроме того, все приготовились к возможной газовой атаке - "вооружились" смоченными водой платками (не противогаз, конечно, но действие "черемухи" это народное средство вполне нейтрализовало бы, хотя бы на время).
Ирек МУРТАЗИН.
(Продолжение следует.)
Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей