Политика
9 декабря 07:05
Автор материала:«Вечерняя Казань»

Андрей Шалимов: «В преемники Путина прочат Патрушева, Мантурова и Дюмина»

Какое будущее на российском престоле рисует Евгений Минченко - в авторской колонке, написанной специально для «Вечерней Казани», рассказывает политолог, автор телеграм-канала «Шалимов прав».

Андрей Шалимов: «В преемники Путина прочат Патрушева, Мантурова и Дюмина»

Автор фото: Александра Шестакова / ИД «Вечерняя Казань»

В своем докладе «Политбюро 2.0. Осажденная крепость» коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» описывают идею преемничества как одну из двух основных в изменениях в будущей структуре власти в стране, наряду с обновлением элит с включением в них участников СВО.

Евгений Минченко уже больше 10 лет продвигает идею управления страной коллективным неформальным органом вокруг Владимира Путина – «Политбюро 2.0». В текущем составе члены Политбюро 2.0 представляют две когорты по возрасту – старшие (старше 70 лет – Николай Патрушев (74 года), Юрий Ковальчук (74 года), Сергей Чемезов (73 года), Аркадий Ротенберг (73 года), Геннадий Тимченко (73 года), Сергей Шойгу (70 лет) и младшие (59–69 лет – Сергей Собянин (67 лет), Игорь Сечин (65 лет), Сергей Кириенко (63 года), Дмитрий Медведев (60 лет), Михаил Мишустин (59 лет).

Автор фото: «Минченко консалтинг»

Идея преемничества тесно связана с идеей наследования. Члены старшей когорты Политбюро 2.0 номинируют своих преемников-наследников:

Николай Патрушев – Дмитрия Патрушева;

Юрий Ковальчук – Бориса Ковальчука;

Сергей Чемезов – Дениса Мантурова;

Геннадий Тимченко и/или Аркадий Ротенберг – Алексея Дюмина.

Все представители младшей когорты Политбюро 2.0 (за исключением Сечина) совсем недавно сами ходили в преемниках (среди них и Сергей Шойгу, которому только недавно исполнилось 70 лет), но за последние годы в этом ожидании просрочились, постепенно теряя этот статус. И у них вместо продвижения самих себя начинает преобладать забота о второй когорте наследников – их детей, которым сейчас от 30 до 42 лет: Ксении Шойгу (34 года), Владимире Кириенко (42 года), Илье Медведеве (30 лет) и других. Не на позицию лидера нации, но на какое-то высокое положение в новом устройстве страны.

В схеме «Минченко консалтинг» ключевые из наследников имеют статус кандидатов в члены Политбюро (Дюмин, Мантуров, Патрушев-младший, Кирилл Дмитриев), а второй ряд – членов ЦК в категории «принцы»: Анна Цивилева, Борис Ковальчук, Чайки-младшие, Андрей Воробьев, Фрадковы-младшие, Илья Шестаков, Андрей Муров, Игорь Ротенберг, Владимир Кириенко, Виктор Хмарин, Андрей Турчак, Илья Медведев.

Предполагается также, что следующие поколения элит унаследуют не только власть, но и ресурсы и сферы влияния. И именно в этом контексте необходимо рассматривать многие коррупционные скандалы и пересмотр прав собственности на некоторые крупные предприятия. Достаточно долго наследники российской элиты занимали должности управленцев второго звена в корпоративном секторе, не обладали крупной собственностью и не занимали видных государственных должностей. И только после начала СВО стали постепенно выходить на первые роли, особенно на госслужбе.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Интересно, что Владимир Путин в мае говорил не о преемнике, а преемниках. Сразу представилась публичная и многомесячная гонка двух персонажей, как в 1997 году между младореформаторами и в 2007–2008 годах между Сергеем Ивановым и Дмитрием Медведевым.

Но есть же другой формат – передача власти по кускам нескольким преемникам, чтобы ни одна из групп влияния не получила полного контроля. Нечто подобное мы видели с 2008 по 2012 год, когда страной правил тандем Медведева–Путина. А ведь возможен, например, и триумвират с президентом (например, Патрушевым-младшим) с ослабленными полномочиями, премьером (Мантуровым) и председателем Госсовета (Дюминым) с, наоборот, расширенными функциями. Могут быть воплощены тетрархия или пентархия, когда к ним добавляется сильный глава парламента или два самостоятельных спикера его палат (Сергей Кириенко и/или Борис Ковальчук).

Тройка лидеров среди потенциальных преемников неизменна в последние пару лет – это Дмитрий Патрушев (48 лет), Денис Мантуров (56 лет) и Алексей Дюмин (53 года). Иногда в СМИ и социальных медиа происходит какая-то вспышка с усиленной подсветкой одного из них, никто ни разу сильно не оскандалился (за исключением Патрушева с удорожанием яиц на рубеже 2023–2024 годов), все трое не имеют какого-либо устоявшегося федерального имиджа. Дюмин имеет региональный опыт предвыборных кампаний и работы первым лицом в Тульской области, Патрушева-младшего все знают в аграрном секторе, Мантурова – в промышленном. Но широкой известностью они не обладают.

Автор фото: Михаил Метцель / ТАСС

На это указывает и Минченко, когда пишет, что «гонка преемников» «ведется во внутриэлитном, а не электоральном контуре». Что это означает? То, что сторонний наблюдатель видит только результат различных пертурбаций во власти, потенциальные преемники не выступают с какими-то позициями в публичном поле, наоборот, избегают всяческой открытой субъектности, прячась за спины старших.

Мы находимся внутри достаточно длительного процесса трансфера власти от одного поколения к другому (причем не понятно, на какой он сейчас стадии) и увидим только его результат, который будет ознаменован ошеломляющим выступлением Владимира Путина в формате «за десятилетия удалось много достичь, добиться победы в СВО, пора передавать Россию в новые, молодые руки». И такое заявление может случиться хоть через две недели, хоть через несколько месяцев, хоть в течение нескольких лет. Для нас с вами ничего не будет предвещать этого судьбоносного для страны развития ситуации.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей