Как Кудрин и Минниханов делили уровни бюджета
17 марта Татарстан посетил вице-премьер и министр финансов российского правительства Алексей Кудрин. Ритуальной целью визита было официальное открытие в Ка ...
Татарстан последним из 89 регионов России пустил на свою территорию казначеев-"федералов". Премьер Рустам Минниханов, как доктор Зигмунд Фрейд, объяснил эту задержку подсознательными факторами, которые родом из детства:
- Когда показывают шприц - думаешь, что будет больно. Ничего, не больно! - и пошутил насчет закулисного механизма визита: - Алексей Леонидович хотел приехать 24 марта, но я сказал, что 24-го у нас уже предвыборной агитацией заниматься нельзя...
Произнося теплые слова в адрес хозяев, Алексей Кудрин обошел предвыборную тематику. Да и вообще выглядел невыспавшимся (самолет с Кудриным, четырьмя российскими замминистра и журналистским десантом прибыл в Казань после полуночи).
В момент разрезания символической ленточки оркестр в фойе урезал что-то вроде татарского джаза. Кудрин остановился и послушал. Потом напутствовал трудящихся казначейства:
- Качественно исполняйте бюджет Российской Федерации.
Рустам Минниханов поправил:
- С учетом разных уровней!
- Мы согласны исполнять и ваш бюджет тоже, - флегматично парировал Алексей Кудрин.
- По доходам - это пожалуйста... - тихо высказался министр финансов Роберт Мусин.
...Сюрприз: кортеж (два правительственных микроавтобуса и две "газельки" прессы) вместо президентского дворца, как предполагалось программой, берет курс на КАПО. Говорят, это спонтанно возникшее желание Кудрина.
Головная машина тычется в одни ворота (не пускают?), потом в другие... У входа в сборочный прессу отсекает мужик из службы охраны:
- Нельзя! Гостайна!
- Да мы все это видели по пятьсот раз, мы не за вашей тайной, мы - за начальством!
- Нельзя, нельзя! - и убегает.
Появляется другой начальник, что-то соображает, глядя на нас, и, по-видимому, ничего не сообразив, восклицает:
- А вы чего тут в предбаннике торчите?!
Мы переглядываемся, и я с одним из собкоров вырываемся на оперативный простор. Оказывается, что бегать по просторному авиационному цеху необыкновенно приятно. Во-первых, чувствуешь себя героиней какого-нибудьфильма. Во-вторых, быстро согреваются ноги, напрочь застывшие утром во время церемонии на крыльце казначейства.
Плохо только то, что сопровождаемые нами лица сильно оторвались. Собственно, мы их и не видим уже. "В "тушку" залезли", - пыхтит коллега, придерживая на бегу объемистую сумку. "Сейчас нас примут за чеченских террористов", - догадываюсь я. Наш красивый бег прерывает давешний секьюрити:
- Как, вы?!! Я же запретил!
Рысящий сзади наш "благодетель" малодушно молчит. Очевидно, что он не имел полномочий нас пропускать, и сейчас мы будем выдворены. И Кудрин без нас скажет свое: "Мда-а...", характеризуя высокие технические качества "Ту-214"...
- Ну и чего вы стоите? - кричит секьюрити. - Сейчас ваш автобус отгонят, и вы его больше не увидите!..
Бежать обратно гораздо скучнее. К счастью, на половине пути натыкаемся на остальную группу коллег, с энтузиазмом бегущую навстречу. Оказывается, автобус уже отогнали.
На бегу к другому выходу разбиваемся на пары: журналист-абориген снабжает столичного коллегу местными фактами. Единственная из москвичей газетчица (остальные представляют информационные агентства),перебегая от группы к группе, требует анекдота "про татарина". Такого никто вспомнить не может, и коллега получает одного "татарина", переделанного из "узбека", и одну шутку кавээновской команды "Четыре татарина".
- Мой шеф собирается за 5 минут, - на бегу хвастается динамичностью Кудрина его пресс-секретарь.
- А наш - за одну минуту, - не уступает пресс-секретарь Минниханова...
Совместный бег трусцой вдогонку за начальством очень сплачивает. Во время осмотра КМПО я поспешаю уже бок о бок то с премьером Миннихановым, то с министром финансов Мусиным. А Кудрин вдумчиво трогает турбинные лопатки, и его лицо непроницаемо. Интересно, о многом ли говорит финансисту информация о составе сплава, из которого изготовлены эти лопатки? Решаю проверить на Мусине:
- Роберт Ренатович, 70 процентов никеля!..
- Да-а-а... - неопределенно тянет министр...
...В президентском дворце Кудрин довольно долго за закрытыми дверями беседует с Шаймиевым. "Генералы" ожидают их в зале заседаний. Судя по их поведению без прессы,баланс межбюджетных отношений Татарстана и федерального центра еще не достиг того совершенства, о котором говорится публично. Хотя журналистам на экране показывают "картинку" зала заседаний практически без звука - можно, напрягшись, уловить, например, такое:
- ...поступило 27 миллионов, а должно быть 80...
...Выход к прессе. Минтимер Шаймиев:
- Год назад за несколько дней до выборов президента РФ было принято решение о вхождении Татарстана в законодательное и финансовое пространство РФ. На сегодняшний день можно считать, что то решение воплощено в жизнь.
Кудрин произносит несколько общих слов. Всё, поворачиваются уходить. В последнем рывке одна из столичных журналисток успевает спросить, что будет с федеральной программой авиационного лизинга.
- Около 160 миллиардов на 6 лет, - притормаживает Кудрин, - федеральная часть финансирования - средства бюджета и гарантии для иностранных инвестиций. Программа будет готова примерно через месяц. Очевидно, что авиализинг в России должен быть связан с производством самолетов в России...
Насчет "Ту-214" и впечатлили ли его "лопатки" - ни слова. На этот раз действительно - всё, российские и татарстанские "генералы" убывают обедать и утрясать федеральную программу социально-экономического развития Татарстана.
Пресса тоже обедает. Та самая, с хорошей реакцией, москвичка диктует по мобильнику:
- Сегодня президент Татарстана в своей кремлевской резиденции...
Остальные (хором):
- ...в резиденции В КАЗАНИ! А то подумают, что Шаймиев принимал Кудрина в СВОЕЙ резиденции в МОСКОВСКОМ Кремле!..
Отдиктовавшись, коллега сообщает:
- А я Шаймиева совсем иначе представляла. Думала, он у вас разговорчивый такой...
- Он у нас какой хочешь, - заверяю.
- Это - восточная мудрость! - осеняет москвичку.
...По мере опустошения емкостей со спиртным желание московских журналистов ехать в монастырь становится уже чрезвычайно сильным. Это понятно. Первый, если глядеть из Москвы, опознавательный знак Татарстана - президент Шаймиев - скрылся в тумане, но второй - Раифа - все еще в повестке дня. А день уже переходит в вечер.
- Я только из-за Раифы и поехала, - утверждает уже одна из москвичек, забыв про Кудрина, - а правда, что отец Всеволод еще и бизнесмен?
Не успеваю я связно изложить свое предположение, что ежели бы настоятель монастыря был еще и бизнесменом, это вряд ли устроило бы Господа, как меня засыпают новыми вопросами.
- А он женат? А правда, что там в озере нужно купаться топлесс?..
Прикомандированный развлекать гостий сотрудник республиканской налоговой заверяет, что - правда, но это не страшно, потому что за ужином все равно все отогреются.
- Ужинать не будем, - решает Лена-Интерфакс.
- Ну да!.. - критикует ее Лена-РИА. - Говорили же в агентстве: едете в Казань - про диету забудьте.
Диетой в Москве, похоже, называют Великий пост.
- Кстати, - вспоминает Лена-Интерфакс, - давно хочу спросить: а где чак-чак?..
...Хотим мы или не хотим, а президент Шаймиев, Раифа и чак-чак- с точки зрения российской столицы, три символа татарстанской государственности. Войдут ли в этот списокесли не самолеты, то хотя бы "лопатки" - Бог знает. То есть, возможно, знает и Алексей Кудрин, но не говорит.
Марина ЮДКЕВИЧ
Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей