Николай Марченко: «Россия и Китай выстраивают новый баланс сил на Южном Кавказе»
С какими экономическими вызовами столкнется РФ в Закавказье - в авторской колонке, написанной специально для «Вечерней Казани», рассказывает китаист, директор АНО «Евразийские молодежные проекты».

Южный Кавказ всегда имел большое значение в мировой политике и экономике. Именно здесь пересекаются интересы практически всех ведущих держав. Не зря события в Армении, Азербайджане и Грузии неоднократно попадают в последнее время в центр внимания мировых СМИ. При этом зачастую все эти новости - о каких-нибудь протестах, конфликтах и других противоречиях. Добавить контраста в такую «информационную палитру» накануне удалось Тбилисскому форуму «Шелковый путь». Пятый по счету, он собрал несколько тысяч представителей делового сообщества из разных стран мира.
Особое внимание, конечно, было уделено именно Китаю. Само название форума намекает на стремление Южного Кавказа занять новое место в мировой экономике на фоне бурно развивающегося Востока. В этой связи «Шелковый путь» звучит в унисон с известной инициативой «Пояс и путь», олицетворяющей возрождение величия Китая в XXI веке.
«Если хочешь стать богатым, строй дорогу» - эта китайская поговорка как никогда точно описывает весь характер сотрудничества КНР с республиками Южного Кавказа. Азербайджан, Грузия и Армения вместе выступают перспективным транспортно-логистическим хабом на пути из КНР в Европу. Именно поэтому большинство проектов, в которые инвестирует Китай, преимущественно связаны с логистикой и модернизацией транспортной инфраструктуры. Как говорится, «все дороги ведут в Рим».

Постепенное увеличение влияния Китая на Южном Кавказе отлично иллюстрирует статистика по товарообороту. По итогам 2024 года этот показатель между Тбилиси и Пекином составил около 1,9 миллиарда долларов, увеличившись на 17% по сравнению с предыдущим годом. За тот же период времени товарооборот между Китаем и Арменией достиг 2,8 миллиарда долларов, увеличившись на 34,4%. Наибольшими успехами в торговле с Китаем может похвастаться Баку. За период с января по сентябрь 2025 года объём товарооборота между Азербайджаном и Китаем составил 3,4 миллиарда долларов, что на 28,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Большую роль в увеличении потока товаров играют именно транзитные перевозки. Между Китаем и Азербайджаном они выросли на 86% по итогам 2024 года. Это один из результатов масштабной работы стран по развитию Транскаспийского коридора, который пролегает из Китая в Европу через территории стран Центральной Азии и Южного Кавказа. Однако всё было бы хорошо, если бы не одно но. Данный транспортный маршрут проходит в обход России, что в перспективе может существенно снизить транспортный потенциал нашей страны. Вкупе с возрастающим экономическим влиянием США и Китая Россия может столкнуться с серьезными вызовами на Южном Кавказе. И тут следует остановиться немного подробнее.

Южный Кавказ традиционно считался российской сферой влияния, и на это есть весомые причины и факторы, которые могут увести читателя далеко в глубь истории взаимоотношений государств и народов. Однако в последнее время в регионе наблюдаются серьезные перемены. С одной стороны, политическое влияние на республики постепенно перемещается в сторону Запада и Турции. При этом экономически возрастает роль США и Китая. С учетом развития транспортно-логистической инфраструктуры в рамках Транскаспийского коридора и увеличения масштаба антироссийской пропаганды в СМИ между Москвой, Баку, Тбилиси и Ереваном может образоваться конфликтогенная ситуация.
Однако не все потеряно. Несмотря на определенные сложности, которые сегодня присутствуют в отношениях России с государствами Южного Кавказа, наши народы продолжают поддерживать тесные экономические и культурные связи. Россия опережает США и Китай, оставаясь одним из ведущих торговых партнеров Армении, Грузии и Азербайджана, а также выступая одним из главных рынков сбыта для них. Особую роль в сближении позиций России и стран Южного Кавказа играет фактор наличия азербайджанской, грузинской и армянской диаспор (более 1,5 миллиона человек). Это обеспечивает сильные позиции Москвы, обладающей бесценным и многолетним опытом взаимодействия с народами Кавказа.

При этом важно отметить, что на фоне «геополитической игры» Россия и Китай не выступают конкурентами на Южном Кавказе, как это может показаться на первый взгляд. И этому есть прецедент. Когда в 2013 году только-только начиналась дискуссия о развитии инициативы «Один пояс, один путь», некоторые эксперты прогнозировали серьезные риски для России из-за роста влияния Китая на страны Центральной Азии. Оценки доходили вплоть до полноценной «утраты» Россией позиций в Центральной Азии. Однако вышло всё совсем наоборот. Вопреки всем негативным прогнозам Москва и Пекин пришли к договоренностям о сопряжении российского проекта «Большого Евразийского Партнерства» и китайской инициативы «Один пояс, один путь». Как следствие, все страны, и прежде всего сами государства Центральной Азии, оказались «в выигрыше».
Аналогичный подход с учетом специфики региона может быть применен и на Южном Кавказе. Особенно это касается модернизации инфраструктуры вдоль Транскаспийского коридора, часть которого может быть органично вписана в проект по развитию маршрута «Север - Юг», как раз пролегающего через территорию Азербайджана. И это лишь один из вариантов формирования нового баланса сил в регионе. А пока до этого рано, стороны руководствуются принципом «ничего личного - просто бизнес».
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Показываем, как горожане праздновали главный зимний праздник с 1972 по 1990 год.
Основная задача министерства экологии и природопользования Татарстана — не оштрафовать, а предотвратить нарушения. Штраф — крайняя мера, до которой стараются не доводить, рассказал министр.
Евгений Борунов три раза попадался с фальшивками и столько же сидел за свои «рисунки». В тюрьме время зря не терял и совершенствовал технологию. Достигнув уровня Печатного Двора, замахнулся на евро, чем выдал себя, оказавшись в разработке.
В «Газпром трансгаз Казань» озвучили причины для замены газовых колонок на индивидуальные тепловые пункты. Главное, конечно же - безопасность жителей.
Суд присяжных полностью оправдал Николая Казаева — предполагаемого главаря юдинской группировки из пригорода столицы Татарстана.












