Безбашенный пилот: детальная реконструкция авиакатастрофы под Камским Устьем
Падение самолета в Татарстане произошло из-за ошибки пилота Евгения Гущина. Он допустил несколько запрещенных виражей на запредельно малой высоте. Расследование дела завершено и передано в суд.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил расследование авиакатастрофы под Камским Устьем в Татарстане 10 июля 2024 года. Материалы уголовного дела об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, переданы в суд. Напомним, в результате падения и возгорания легкомоторного самолета Cessna погибли двое пассажиров и пилот. Согласно отчету МАК, к катастрофе привели неправильные действия пилота. «Вечерняя Казань» детально восстановила события того дня и смоделировала последние секунды полета на авиасимуляторе.
Реконструкция событий
10 июля 2024 года, аэродром Куралово, 5 утра. Пилот Евгений Гущин готовится к вылету, заправляет самолет Cessna С-172-0381, пускает на борт несколько пассажиров и вылетает по маршруту до Болгар и обратно. Полет проходит в штатном режиме на высоте 850 метров. В 6 утра борт возвращается и спустя 23 минуты вылетает снова. На заднем диване расположились мама с 11-летней дочкой, а на переднем — отец, прибывшие на экскурсию из Москвы.

В 6:23 Евгений Гущин начал разгон, при достижении скорости 95 км/ч самолет оторвался от ВПП. Набрав всего 30 метров высоты, пилот приступил к первому развороту, что является нарушением условий эксплуатации такого типа самолета, считают специалисты МАК. Спустя минуту Евгений Гущин вышел на связь с диспетчером МДП «Казань-Информация» и доложил о выполнении взлета:
Экипаж: «2431G, взлёт Камское Устье, работа в районе Камского 20 минут, на безопасной 1000 футов, 1017 на приборе, окончание подскажем».
Диспетчер: «2431G, вас понял, QNН района 1018 гектопаскалей с шести UTC, а, Камское Устье 20 минут, через 20 минут контрольная связь».
Последний вираж
Дальнейший полет проходил на высоте не более 200 метров, пилот демонстрировал пассажирам «виражи», «горки» и пикирование. Минимальная высота полета достигала 18 метров, а углы крена — 56°, что нарушает правила эксплуатации. Согласно технической документации, Cessna С-172-0381 рассчитана на углы не более 45°, а выполнение фигур сложного, высшего пилотажа и штопора на самолете запрещено.
Пролетев над акваторией Волги, пилот направился к береговой линии, снизившись до 25 метров. Прямо по курсу отвес, а над ним поле. Евгений Гущин перед самым берегом берет резко вверх, переводя самолет в набор с тангажем 35 градусов.
Самолет резко набирает высоту с 25 до 100 метров, а скорость падает до 100 км/ч с тенденцией к снижению. В кабине срабатывает сигнализация «Сваливание!». Но Евгений Гущин никак не реагирует на приборы и продолжает набор. При достижении отметки в 140 метров крен на левый борт достигает 40°, и в этот момент происходит сваливание. Самолет сильно трясет, скорость падает до 90 км/ч, и носом вниз он направляется к земле.
Спустя несколько секунд самолет падает на поле, пробиваются топливные баки и возникает сильный пожар. Перед самым столкновением глава семейства Дмитрий Чеглаков успевает выпрыгнуть из кабины, чем сохраняет себе жизнь. Его супруга и дочь вместе с пилотом мгновенно погибают от полученных травм и ожогов.
Расследование
Специалисты МАК установили, что самолет Cessna С-172-0381 был восстановлен в 2015 году собственником из деталей французского Cessna FR172J Reims Rocket 1973 года выпуска. Поставлен на учет в Росавиации в 2021 году, имел сертификат летной годности до конца мая 2025 года. Техническим обслуживанием занимался сам пилот, и к состоянию вопросов не было. Бортовые самописцы на данном самолете отсутствуют, однако имелась экшен-камера, на которую пилот записывал полеты. Это видео положено в основу расследования причин авиакатастрофы.

Пилоту Евгению Гущину был 41 год. Он окончил ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет ГА» в 2013 году. Имел свидетельство коммерческого пилота. Освидетельствование врачебно-летной комиссии действовало до конца 2025 года. Общий налет около 2000 часов (1981), однако на Cessna-172S — 171 час, остальное на других типах. Предполетный отдых более 12 часов, авиационных происшествий не имел. Трудовые отношения с собственником самолета оформлены не были.

Согласно результатам МАК, авиационное происшествие произошло в результате вывода самолета на критические углы атаки и режим сваливания на малой высоте. Способствующими факторами назвали: недостатки в эксплуатационной документации и неправильные действия пилота при появлении предупреждающих признаков приближения к сваливанию и при переходе в режим сваливания.
Сразу после катастрофы Следственный комитет на транспорте возбудил уголовное дело в отношении собственника самолета Степана Смирнова. Его компания «Летайте с нами» оказывала услуги экскурсионных полетов. Смирнов обвиняется в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшем смерть двух и более лиц. По сообщению руководителя Казанского отдела СК на транспорте Николая Гончарова, расследование дела завершено, материалы переданы в Камско-Устьинский районный суд РТ для рассмотрения по существу.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
По словам жительницы дома, где татарская артистка сдает жилье, новые квартиранты сильно мешают ей жить. Сама Бадретдинова отмечает, что «уже устала от этой ситуации». Рассказываем, что в таких случаях советуют юристы.
О чем «рассказывает» 3I/ATLAS и как комета смогла пережить сближение с Солнцем - в авторской колонке, написанной специально для «Вечерней Казани», рассказывает астроном, популяризатор астрономии и космонавтики.
Падение самолета в Татарстане произошло из-за ошибки пилота Евгения Гущина. Он допустил несколько запрещенных виражей на запредельно малой высоте. Расследование дела завершено и передано в суд.
Семьи участников СВО, многодетные, пожилые: сотни человек со всей России остались без дома и денег из-за обмана застройщиков. Им обещали помочь, но люди все еще платят ипотеку «за воздух» и пытаются достучаться до властей.
В Татарстане значительно вырос объем просроченной задолженности по ипотеке. Пока доля неплатежей не критична, но такая динамика говорит об общем ухудшении благосостояния людей и дальнейшем охлаждении спроса на рынке недвижимости.







