Два с половиной года потребовалось защите, чтобы доказать полную невиновность 63-летнего Николая Казаева — предполагаемого лидера татарстанской группировки, обвиняемого в организации двух убийств и одного покушения конца 90-х — начала 2000-х. Накануне присяжные Кировского райсуда Казани вынесли единогласный оправдательный вердикт по делу мужчины. «Народный суд» посчитал недоказанным сам факт события преступления сразу по двум эпизодам.
Отметим, что в прошлом году Казаев был приговорен к 13 годам «строгача». Все тот же суд присяжных посчитал, что так называемый лидер группировки «своего имени» виновен лишь в одном из трех преступлений. Ни защиту, ни обвинение такой расклад не устроил — стороны обратились в апелляционную инстанцию, где решение районного суда отменили и отправили дело на пересмотр.
О том, какие аргументы защиты сработали перед присяжными во второй раз, — в материале «Вечерней Казани».
Убийства и покушения
Первый эпизод дела Николая Казаева определяется августом 1997 года. По версии следствия, в ночь на шестое число этого месяца участники группировки «Казаевские» похитили Владимира Панова — угрожая тому пистолетом, мужчину затолкали в багажник авто, а после привезли в загородный дом, в погребе которого задушили. Тело выбросили в Волгу. Как считает обвинение, Панову мстили за то, что он помог неизвестным организовать нападение на участника ОПГ Дениса Паршенкова. В результате того нападения у мужчины похитили 70 тысяч рублей — недельную выручку с магазинов Казаева.
Отметим, что, по версии СКР, Казаев был не только лидером группировки в пригородном поселке Юдино, но и занимался там бизнесом, что называется, держал несколько магазинов. При этом сам Казаев считает, что никакой группировки в Юдино не существовало, а «казаевскими» называли его сотрудников. Отметим также, что в 2018 году Верховный суд Татарстана приговорил шестерых членов ОПГ к заключению в колонии строгого режима на сроки от 14 лет до 24,5 года.
Как стало известно «Вечерней Казани», в период активных следственных действий по общему делу «казаевских» Николая Казаева и объявили в розыск. В бегах вчерашний подсудимый находился более восьми лет, пока в 2023 году мужчину не задержали ночью на кладбище, куда тот пришел навестить могилу сына.
Второй эпизод дела связан с убийством Паршенкова — в ночь на 22 января 1999 года, как установило следствие, мужчине нанесли несколько ножевых ранений в живот прямо у подъезда собственного дома. За преступлением, как считают силовики, стоит сам Казаев и остальные члены группировки. Вместе они мстили за покушение на подсудимого: 16 января 1999 года его машину взорвали — лидер ОПГ получил серьезные травмы.
Третий эпизод дела: покушение на одного из лидеров «казаевских» Дмитрия Бикбулатова — 20 апреля 2000 года киллер ранил мужчину в кафе «Бистро», но добить его не смог. Бикбулатова закрыл собой сын-подросток. По версии правоохранителей, убить потерпевшего планировали после взрыва машины Казаева — мужчину подозревали в организации покушения на лидера юдинской группировки.
Что убедило присяжных?
Защиту интересов Казаева в рамках последнего дела осуществляли сразу два казанских адвоката — это Сергей Николаев из бюро «Валеев и партнеры», и Инна Барлева, член коллегии «Рыбак, Коган и партнеры».
Их доверитель с самого начала судебного следствия отрицал вину, как отрицал ее и в рамках первого уголовного дела. Строилась эта позиция на нескольких аргументах. Во-первых, в деле имеется технический паспорт здания, в подвал которого якобы вывозили Дениса Паршенкова. Этот подвал появился на месте лишь в 2006 году, утверждает защита, что также подтвердила и владелица дома.
Во-вторых, после покушения — взрыва машины Казаева в 1999-м — подсудимый с трудом передвигался, за ним ухаживала теперь уже бывшая жена. Мог ли в таком состоянии убить кого-то ножом? — задается вопросом защита. И присяжные, судя по всему, усомнились.
Отметим, что сам факт события преступления «народный суд» признал лишь по эпизоду Бикбулатова. Однако причастность Казаева по нему посчитали недоказанной — сам Бикбулатов заявлял на допросах, что Казаев причастен к покушению на него. Ожидается, что окончательный оправдательный вердикт огласят уже в январе.