«Опера вас используют!»: «тукаевские» не достучались до Раджи на допросе
По делу казанской ОПГ в Верховном суде Татарстана допросили тайного свидетеля Пака. За его псевдонимом сторона защиты видит лидера группировки «Хади Такташ» Радика Галиакберова – на улице также известного, как Раджа.

Допрос проходил по ВКС, с отвернутым от участников процесса экраном и измененным голосом свидетеля. Официальных данных о личности допрашиваемого немного: лишь псевдоним – Пак Александр Юрьевич – и место отбывания наказания – колония особого режима для пожизненно осужденных «Чёрный дельфин».
Последнюю деталь на долгожданном допросе почему-то старались скрыть, хотя на прошлых шести попытках организовать ВКС данные о «другом конце провода» оглашалась совершенно открыто – это Соль-Илецк, где сегодня сидят два участника казанской группировки «Хади Такташ».

Автор фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»
Ранее «Вечерняя Казань» уже писала о том, что адвокаты вышли на Радика Галиакберова путем нехитрых исключений: один свидетель оттуда был допрошен под своим именем, значит, для определения личности другого остается не так много вариантов.
«Тукаевским» вменяется несколько убийств и покушений, бандитизм, хранение оружия и похищение человека. Всего на скамье подсудимых оказалось семь человек — это Геннадий Кирилов, Айрат Аюпов, Ильнур Киямов, Рустем Шарафутдинов, Александр Марфин, Альберт Казаков и Айрат Абдрахманов.
Самыми громкими эпизодами их уголовного дела стали убийство предпринимателя Раиса Садыкова в 1993 году и покушение на директора КСК «УНИКС» Александра Щербакова.

Автор фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»
Тот, кого нельзя называть
Кличку Раджа или фамилию Галиакберов адвокаты между собой употребляют совершенно открыто, для них, что называется, нет никакой тайны в том, кто и даже что будет говорить измененным голосом по ВКС. Один из таких small-talk`ов произошел в коридоре во время перерыва, когда судья наедине со свидетелем, даже без секретаря, устанавливал настоящую личность Пака.
– Я вам настоятельно рекомендую не говорить эту кличку или фамилию. Вот вы разговариваете, а за вами стоит представитель прессы и записывает каждое ваше слово, – обратилась гособвинитель Элина Ильясова к адвокатам, чтобы затем переключиться на журналистов.
Представителя прокуратуры явно не смутило то, что в публичном пространстве Раджа неожиданностью не является.
— Вот вы выходите с процесса – и как с гуся вода! А мне потом разгребать, — как бы резюмировала Ильясова, перед тем как снова войти в зал заседания.
Чего таким образом пытался добиться гособвинитель – непонятно, поскольку председательствующий Айрат Ибатуллин уже на этапе ходатайства со стороны защиты заявил, что Пак – это не Галиакберов. Так чего боялась Ильясова?
«Радик, опера вас используют»
Перед допросом защита ходатайствовала о раскрытии личности Пака. Адвокат подсудимого Геннадия Кирилова – Алина Богатеева – утверждала, что только под своим именем возможно допросить тайного свидетеля, поскольку таким образом у защиты есть возможность проверить осведомленность Пака.
Кирилов также выступил с ходатайством лично — он указал председательствующему на материалы дела, в которых Пак, говоря о нем, упоминает секцию бокса, в которую ходил подсудимый.
Подсудимый уверен, что никому из знакомых не рассказывал этого факта и никому, кроме Раджи, он не был известен — тот однажды подошел к подсудимому в ресторане, сказав, что видел его на секции, где тоже занимался.

Автор фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»
— Радик, опера вас используют! — только и успел произнести Кирилов, заявляя свое ходатайство, но судья не дал ему продолжить, вместо него продолжил адвокат.
Но безрезультатно: фактуры, предоставленной защитой, не хватило даже на то, чтобы повернуть экран с изображением Пака в сторону зала. Суд ходатайства отклонил — таинственного свидетеля не рассекретили.
Не спасло даже то, что Кирилов, как он заявил суду, распознал голос Раджи, когда специалист только настраивал связь с Соль-Илецком, — изменение голоса не сработало.
Шуршание листьев
— «Родился и вырос в городе Казани, вырос в центральной части города. Юность и молодость прошли в 80-е и 90-е годы. С 14 лет состоял в одной из преступных группировок города Казани...» Слышно меня, свидетель? — начала зачитывать показания Пака Элина Ильясова.
Выяснилось, что Пак поддерживал дружеские отношения с участниками разных группировок не только в Казани, но и в Москве. Знал и их лидеров.
Несмотря на то, что юность Пака пришлась на 80-е, поведать о самом расцвете казанского феномена он следствию не постеснялся — и давать показания начал аж с 70-го года: рассказал, что один из основателей ОПГ «Тукаевские» — это некий Чуклов, которого позже «закрыли». Когда Пак начал давать показания лично, на том конце то и дело слышалось перелистывание страниц.
Затем засекреченный свидетель в разговоре со следователем перешел к следующему десятилетию, где уже появилось больше конкретики. Пак назвал нового лидера группировки и ее активистов.
Как другого лидера тайный свидетель определил и Радика Ахметшина (Гитлера) — он был самым активным участником группировки. Назвал также имя Альберта Халикова, который «занимался в основном рэкетом», Анвара Султанова — «финансиста» группировки.
Пак сказал следователям также, что в 80-е «тукаевские» сколотили себе стартовый капитал на «лохотронах»: продавали лотерейки в центре, крышевали Центральный рынок, зарабатывали продажей паленой водки.
На эти деньги они «по дешевке» купили станки с Оргсинтеза по производству пленки и начали делать бизнес другого масштаба. Подсудимый Кирилов (Мураткин) же появился в 90-х — так Пак рассказал следователям, а позднее подтвердил показания в суде.
— Мураткин нравился Ахметшину, так как был очень жестоким, хитрым, мог подчинить людей. В их бригаду входили Кадыров и Валитов, — продолжила гособвинитель.
Именно Ахметшин сказал Кирилову убить «коммерса» Садыкова, когда тот якобы пожелал избавиться от крыши «тукаевских», — Гитлер решил пойти на это, чтобы показать другим «коммерсам», что «разбегаться» опасно.
Пак подтвердил версию обвинения и сказал, что убийство Кирилов поручил Кадырову и Валитову.
«Ему крыша была не нужна»
На допрос Пака пришла дочь убитого Раиса Садыкова — Лиля. В разговоре с журналистом «Вечерней Казани» она назвала эти свидетельские показания фарсом.
— Я понимаю, что обвинения против Геннадия – это абсолютная чушь, потому что он всю жизнь помогал нам, я его очень хорошо знаю, помню. Он был у моего отца правой рукой, мы его очень хорошо знали, — рассказала потерпевшая.
На момент трагедии ей было девять лет, но все события того времени девушка помнит отчетливо: в момент убийства она с мамой находилась дома — выстрелы были хорошо слышны.

Автор фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»
— Надо было знать моего папу, чтобы понимать, насколько это (сказанное Паком. — «ВК») бред. Он (Садыков. — «ВК») дружил со всем министерством внутренних дел, прокурорами — ему крыша была не нужна просто. У папы были коммерческие отношения с ребятами. А тут говорят «дань». За что дань? За то, что они же и работают, деньги получают? Когда «щемят», то ты последнее отдашь, чтобы тебя не трогали, а тут все дружили. Да и заплатить в таком случае отцу было проще, — поделилась Лиля Садыкова.
Раис Садыков в 90-х был известным врачом, в списке клиентов которого находились первые лица республики. Также Садыков развивал свой бизнес по перепродаже машин — были и другие направления.
— Ну разве может 21-летний Кирилов крышевать Садыкова? — говорит сторона защиты.
Адвокат Геннадия Кирилова Анна Гарипова также рассказала нашему изданию, что в суде фактически нет материалов оперучета: нет протокола осмотра места преступления, только несколько фото, нет протокола допроса свидетелей — по словам адвоката, были те, кто побежал за киллером и видел его, по крайней мере со спины.
Нет также и вещественных доказательств — испарилось даже оружие, из которого был застрелен Садыков. Осталась лишь окровавленная куртка убитого.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Жители некогда элитного ЖК «Волжская гавань» с жалобами на коммунальные и инфраструктурные проблемы дошли до татарстанского Госсовета. Для жильцов круглый стол в парламенте оказался кругом безысходности, из которого они мечтают выбраться.
По словам жительницы дома, где татарская артистка сдает жилье, новые квартиранты сильно мешают ей жить. Сама Бадретдинова отмечает, что «уже устала от этой ситуации». Рассказываем, что в таких случаях советуют юристы.
Глава Вахитовского и Приволжского районов Альберт Салихов объявил о планах по переосмыслению улицы Профсоюзной. Многие решили, что улица может стать полностью пешеходной.
О чем «рассказывает» 3I/ATLAS и как комета смогла пережить сближение с Солнцем - в авторской колонке, написанной специально для «Вечерней Казани», рассказывает астроном, популяризатор астрономии и космонавтики.
Семьи участников СВО, многодетные, пожилые: сотни человек со всей России остались без дома и денег из-за обмана застройщиков. Им обещали помочь, но люди все еще платят ипотеку «за воздух» и пытаются достучаться до властей.








