Студент КГАСУ потратил полмиллиона на фантомный «военник»
Две неудачные взятки, предназначавшиеся должностным лицам из военкомата Татарстана, вынудили выпускника казанского вуза написать явку с повинной.

— Так как проходить службу у меня не было желания, а законных оснований для непрохождения службы мне известно не было, я пытался избежать призыва на военную службу незаконным способом. Об этом я уже начал задумываться в декабре 2022 года. У меня возник преступный умысел на дачу взятки должностным лицам в военном комиссариате Татарстана, а также в министерстве здравоохранения республики, — говорил на допросе студент Казанского строительного университета Максим Иванов (имя изменено).
В 2025 году он написал явку с повинной и сдал силовикам всю цепочку посредников, пытавшихся продать, но так и не продавших ему военный билет. Эта история стала достоянием общественности после старта дела Рифата Мингалиева в Приволжском райсуде Казани. Мужчина оказался одним из посредников коррупционной схемы, начинающейся с Иванова. Мингалиев полностью признал вину.
Цена военного билета в период СВО: 500 тысяч рублей
По данным следствия и прокуратуры, Мингалиев совершил преступление в период с 1 по 10 августа 2024 года. Все, что он сделал — это передал деньги от «знакомого» призывника своему знакомому, у которого в свою очередь были свои знакомые, обладающие связями в Татвоенкомате. И за свои услуги подсудимый взял 100 тысяч рублей.
Тем временем для студента-взяткодателя ценник «военника» составил 500 тысяч рублей — эти средства он передал Рустему Камалову, а уже от него взятка в размере 400 тысяч отправились к Мингалиеву. Он передал деньги дальше, некоему Мулюкову, правда, сумма уже составила 300 тысяч рублей. В свою очередь Мулюков передал деньги Валиахметовой, а та, как следует из ее показаний, своему знакомому Камалиеву. На нем цепочка посредников остановилась.
Отметим, что до Камалиева 300 тысяч дошли все же нетронутыми — и никто из его «партнеров» за посреднические услуги себе ничего не оставил.

Но кто такой подсудимый Мингалиев? На вопросы председательствующей Адили Зайниевой о личности мужчина заявил, что ему 35 лет, он воспитывает несовершеннолетнего ребенка, а еще что работает электрогазосварщиком в ДРКБ.
Что же до его роли в преступлении, то силовики считают, что он «приискал» посредника для передачи взятки должностным лицам из призывной комиссии военкомата республики, а также из связанных с учреждением больниц. Важно заметить, что действовал Мингалиев по просьбе Рустема Камалова.
Суетящийся Камалов
Сторону обвинения на старте процесса поддерживал прокурор Артем Алборов — сразу после оглашения фабулы дела он зачитал протоколы допросов свидетелей. Так, из показаний взяткодателя Иванова следует, что в вуз он поступил в 2019 году, а за год до этого прошел первоначальную постановку на воинский учет в Кукморском районе. Там ему присвоили категорию годности Б4 — это минимально допустимая категория для службы в армии. Члены медкомиссии отметили, что молодой человек перенес черепно-мозговую травму.
Уже к выпускному курсу студент начал думать о решении проблемы с военкоматом — позвонил Камалову. Как он на него вышел? Простое сарафанное радио, заверял силовиков молодой человек. После недолгих переговоров стороны договорились о встрече — и из материалов дела следует, что случилась она в апреле 2023 года, то есть до эпизода, попавшего в уголовное дело Мингалиева.

В первый раз сумма взятки составила 400 тысяч рублей — Камалов получил деньги от отца Иванова, который, по данным следствия, ничего о целях «подношения» не знал. И это при том, что платил мужчина из своего кармана. Впрочем уже в августе деньги к нему вернулись, поскольку никакого решения по сыну в военкомате так и не приняли.
Интересно, что даже во втором случае передачи денег, уже в августе 2024-го, Камалов никакими связями не обладал, хотя заверял своих «клиентов» об обратном. Как следует из допроса его возлюбленной, кстати, медсестры военного госпиталя, Камалов просил ее «помочь» Иванову — хотя бы просто положить того в больницу, чтобы создать видимость реальной деятельности по его «проблеме». Но девушка отказалась.
Примечательно, что познакомился мужчина со своей избранницей в военном госпитале: он увидел медсестру, подошел к ней и сказал, что она ему понравилась — взял ее номер, они с Камаловым начали общаться, дружить, встречаться, вместе снимать квартиру. А после всех этих ступеней он попросил ее о «помощи».
Спасли положение связи Мингалиева. Впрочем и они оказались бесполезны, как позднее выяснит следствие.

Когда Иванов заплатил Камалову уже 500 тысяч рублей в августе 2024-го, курировать призывника стала Валиахметова. В преступной схеме она указывала молодому человеку что делать и куда прийти, а Камалов, как говорила женщина на своем допросе, занимался финансами.
Так, прежде чем отправить Иванова в военкомат, Валиахметова сказала, что ему нужно прийти в четвертую горбольницу Набережных Челнов, там пройти к регистратуре к некоей Рушании и сказать, что ты на медосвидетельствование «от Рамиля». Призывник так и сделал — в больнице он сдал кровь, прошел ЭКГ, а потом получил повестку в военкомат Кукморского района. Пошел, и, как оказалось, вопрос с армией снова не решился.
Впрочем на службу Иванов не отправился благодаря поступлению в магистратуру. Силовикам молодой человек даже признавался, что намерен закончить аспирантуру.
Сложная судьба военкомов в Татарстане
Уголовное дело Мингалиева за последний год стало уже четвертым уголовным делом в республике, связанным с коррупцией в сфере призыва. В сентябре этого года Советский райсуд Казани вынес приговор Альбине Сахаповой — в прошлом «близкой подруге» и по совместительству подчиненной военного комиссара района. Женщина избежала наказания, поскольку сдала силовикам 12 фамилий срочников, передававших ей взятки через посредников.
Показания Сахаповой помогли правоохранителям «закрыть» ее босса, а также инициировать расследование против целого ряда подозреваемых. Так, например, на скамье подсудимых по статье о посредничестве во взяточничестве оказалась Алия Осипова, еще одна бывшая сотрудница военкомата Советского района Казани.

По обвинению в 26 коррупционных преступлениях сегодня также проходит экс-прокурор Арска Алмаз Бурганов. По версии следствия, он за незаконное вознаграждение выдавал «откосившим» срочникам на руки военный билет. Средняя сумма взятки в его деле составила порядка 200 тысяч рублей.
Также в июле этого года в Приволжском райсуде Казани стартовало дело Гульназ Османовой, выступившей посредницей в передаче взятки заместителю начальника военного госпиталя. За миллион рублей тот должен был выставить военнослужащему диагноз, который позволил бы ему освободиться от службы.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Один из самых крупных районов Казани сегодня активно преображается. Главное, в погоне за новым важно «не повредить» богатое историческое наследие территории.
В республике, как и в других регионах страны, власти ужесточили контроль за регистрацией. Специалисты отмечают, что теперь чаще штрафуют не только людей без регистрации, но и тех, кто уклоняется от уплаты налогов при сдаче жилья.
Столица Татарстана по итогам 2025 года оказалась в числе восьми российских городов-миллионников с положительной динамикой торговых площадей. Однако в целом их прирост в регионах оказался одним из самых низких за всю историю.
В России, по прогнозам экспертов, цены на услуги такси могут вырасти на 20%. Причина — текущая экономическая ситуация и недавний закон о локализации такси. В крупных городах и в часы пик поездки могут подорожать особенно сильно.
Подводим итоги года в области татарстанской культуры, выделяя как «светлые», так и «темные» стороны этой прекрасной сферы нашей жизни. Вашему вниманию - версия редактора отдела культуры «Вечерней Казани».








