Вахитовский райсуд Казани приступил к рассмотрению дела 39-летнего Сергея Иванова — некогда замдиректора ФБУ «Центр стандартизации, метрологии и испытаний» (далее — ФБУ «ЦСМ Татарстан»). Мужчина обвиняется в нескольких эпизодах мошенничества в особо крупном размере: по версии следствия, подсудимый вместе с двумя сообщниками похитил более 5 миллионов рублей, заключив фиктивный договор подряда с компанией своей экс-супруги.
Этот подряд, как считают силовики, был связан с обслуживанием оборудования нефтеперерабатывающего завода ТАИФа в Нижнекамске. Однако ни сам замдиректора ФБУ «ЦСМ Татарстан», ни его сообщники вину в преступлении не признали, сославшись на гражданско-правовой характер отношений между исполнителем и заказчиком. Все подробности — в материале.
Трое из ЦСМ
Помимо Сергея Иванова на скамье подсудимых по этому делу оказалась его бывшая супруга 40-летняя Антонина Иванова — женщина является директором ООО «Лайфпульс Лабс». Также обвиняемым по делу проходит и 40-летний Роман Корнеев — начальник научно-исследовательского отдела в институте метрологии имени Менделеева. Однако нынешние должности фигурантов мало интересны силовикам.
Сотрудники экономической полиции Татарстана задержали их еще в феврале 2025-го. Правда, «предъявили» им за 2020—2021 годы, когда Иванов занимал пост заместителя директора ФБУ «ЦСМ Татарстан», а Корнеев неофициально трудился в ООО «Казанский ЦСМ» — юрлицо являлось субподрядчиком работ по обслуживанию нижнекамского нефтезавода.
Вот как выглядела схема взаимоотношений между компаниями: ТАИФ заключает договор с ФБУ «ЦСМ Татарстан» на обслуживание различного оборудования завода — часть работ ФБУ выполняет самостоятельно, а часть отдает на подряд в коммерческую организацию со схожим названием «Казанский ЦСМ». При этом договор с «Казанским ЦСМ» был заключен как с единственным поставщиком, говорится в обвинительном заключении.
Среди списка работ отмечается: проверка и калибровка средств измерений и измерительных каналов, контроль метрологических характеристик, средств измерений и аттестация испытательного оборудования АО «ТАИФ-НК». По словам собеседников «Вечерней Казани», знакомых с материалами дела, органы следствия все же признают работы выполненными — вопрос в том, кто именно их выполнял.
Преступная схема
Потерпевшей стороной по делу признано ФБУ «ЦСМ Татарстан» — это государственное учреждение, и троица Иванов—Иванова—Корнеев обвиняются в хищении именно госсредств, хотя и полученных от ТАИФа. Общий ущерб следствие оценило в 5 миллионов 14 тысяч 747 рублей.
По версии правоохранителей, Иванов, будучи замдиректора ФБУ «ЦСМ Татарстан», уже после того, как его организация получила заказ от нефтеперерабатывающего завода, предложил в качестве субподрядчика фирму своей бывшей супруги Ивановой — знал, что начальство подыскивает контрагентов, говорит следствие.
Тем временем Иванова официально в «Казанском ЦСМ» не числилась, а являлась в организации теневым руководителем: нанимала на работу сотрудников, в том числе номинальных, занималась аккредитацией организации, могла сама трудоустраиваться в нее на время проверок. А в качестве руководства тем временем числились ее родственники и родственники Корнеева — подсудимые давно знали друг друга, считают правоохранители.
Итак, Иванов помог ФБУ «ЦСМ Татарстан» выйти на ООО «Казанский ЦСМ» — в июне 2020 года стороны заключили первый договор об оказании услуг на 3,16 миллиона рублей, однако 2,16 миллиона от общей суммы сделки оказались похищены (часть 4 статьи 159 УК РФ).
Следующий контракт стороны заключили 30 июня 2021 года. Общая стоимость работ по нему составила 2,17 миллиона рублей, из которых похищено оказалось 1,49 миллиона (часть 4 статьи 159 УК РФ).
Третий контракт между сторонами заключен 21 апреля 2022 года. Общая стоимость работ составила 3,5 миллиона рублей, из которых, по версии следствия, похитили 1,3 миллиона рублей (часть 4 статьи 159 УК РФ).
Четвертую сделку заключили 27 января 2023 года — общая стоимость работ составила 1,3 миллиона рублей, похищено: 101 тысяча (часть 2 статьи 159 УК РФ). В отношении Иванова этот эпизод проходит по третьей части, поскольку подсудимый использовал свое служебное положение, уверено следствие. Каждому из обвиняемых грозит до 10 лет лишения свободы.
Непосредственную же схему хищения правоохранители видят следующим образом: «Казанский ЦСМ» отправляет на завод в Нижнекамск своих специалистов, чтобы те для видимости исполнили только часть работ. Далее исполнители отчитывались о полностью выполненных задачах, а дальше ФБУ отчитывалось перед ТАИФом.
В обвинительном заключении говорится, что все работы между заводом и ФБУ согласовывал Иванов — он якобы ввел в заблуждение сотрудника нефтеперерабатывающего завода о том, что все работы выполнены именно субподрядной организацией — «Казанским ЦСМ», а дальше происходила оплата работ.
Когда деньги доходили до «субчика», то подсудимые, по версии следствия, их распределяли в качестве зарплаты фиктивно трудоустроенным специалистам, после чего похищали.
Отметим, что Иванов и Иванова развелись в 2018 году. В браке у них родилось три ребенка и еще один — после развода, в 2025 году. По словам собеседников нашего издания, знакомых с делом, между супругами действительно произошел разлад и разводились они по-настоящему, однако из-за детей отношения все же сохранили и даже продолжили жить вместе.
Позиция защиты
Основной аргумент защиты по делу — это признанный даже следствием объем выполненных работ: завод «ТАИФ-НК» продолжает функционировать в штатном режиме, а значит, к делу стоит подходить в плоскости гражданского, но не уголовного права, поделилась с «Вечерней Казанью» адвокат Корнеева Альбина Ситдикова.
Также защитник Антонины Ивановой Борис Маслов рассказал нашему изданию, что компания «Казанский ЦСМ» существует на рынке не первый год — и ФБУ далеко не единственный заказчик фирмы. Юрлицо, по словам адвоката, зарекомендовало себя с положительной стороны — и потому говорить о недобросовестности специалистов общества нет оснований. При этом юрист отмечает, что к оформлению сделок между ФБУ и ООО «Казанский ЦСМ» Иванова не имеет никакого отношения.
Ожидается, что более подробную позицию представители стороны изложат на следующих стадиях судебного следствия.