«У нас профессия древняя, как проституция»: казанские таксисты и кассиры не боятся, что роботы оставят их без работы

Виктория АБДУЛЛИНА
«У нас профессия древняя, как проституция»: казанские таксисты и кассиры не боятся, что роботы оставят их без работы

В ближайшее время 15 миллионов работников сферы услуг в России станут безработными из-за всеобщей автоматизации и роботизации, предрекают в Госдуме. По мнению депутата Олега Шеина, под удар в первую очередь попадут работники с низкой квалификацией - продавцы, кассиры, водители, охранники... Корреспондент «Вечерней Казани» поинтересовалась у представителей этих профессий, боятся ли они, что роботы оставят их без куска хлеба.

В некоторых казанских магазинах уже сегодня наряду с обычными кассами действуют кассы самообслуживания без операторов.

- Тут и картой, и наличкой можно платить, очередей нет, очень удобно, - поделилась впечатлениями с корреспондентами «ВК» покупательница Лилия, которая решила воспользоваться кассой самообслуживания в гипермаркете «Магнит» на Чистопольской. - Правда, иногда возникают проблемы. Например, если случайно товар передвинешь на платформе, дальше уже ничего не срабатывает. Молодежь еще может разобраться, а люди постарше... Поэтому рядом должен быть человек, который поможет, если что.

    Такой человек в магазине есть - это кассир-консультант, который то и дело перебегает от одной кассы самообслуживания к другой.

- С алкоголем и сигаретами нужно обязательно проверять возраст покупателя и подтверждать. А если покупатель случайно два раза пробьет один товар, сам отменить это действие не сможет, - объяснила нам консультант Резеда смысл своей работы. - Постоянно с техникой возникают проблемы, точнее, у людей с пониманием этой техники. Поэтому полностью заменить кассиров машины пока не могут.

    За 10 минут, что мы провели в магазине, Резеда успела помочь оплатить все покупки бабушке, не разобравшейся в новомодных технологиях, подтвердить покупку бутылки пива 20-летнему парню с помощью специального кода и отменить по ошибке отсканированную шоколадку - тут уже две девушки не сладили с автоматом.

    - В нынешнем виде эти кассы не способны заменить людей. Нужно делать по примеру магазина «Амазон» в США, - считает молодой человек Дамир, которого мы тоже встретили на кассе самообслуживания в «Магните». - Там интеллектуальная система, состоящая из множества камер и датчиков. Нужно просто войти в магазин с помощью приложения, взять товары, и сумма покупок автоматически спишется со счета на выходе.

Кстати, в этом году в Татарстане открылся похожий «магазин будущего» - в деревне Яшь Кеч Высокогорского района. Войти в магазин могут только «свои» - те, кого распознает камера на входе. Дальше - все, как в Америке: покупатель просто берет товар с полки и выходит, а деньги сами списываются со счета.

В Казани тоже есть заведения, работающие без кассиров и администраторов. К примеру, сеть парикмахерских «Чио Чио», клиенты которых оплачивают стрижки и укладки через терминал.

    - Автоматизация - это развитие, эволюция. У нас меньше сотрудников, соответственно, меньше затрат на заработную плату. Это позволяет сделать цены для клиентов ниже. От этого выигрывает и клиент, и компания, так как получает больше посетителей, - объясняет владелец сети «Чио Чио» Ильназ Набиуллин. - Правда, нам вместо кассиров нужны специалисты по обслуживанию этих терминалов. А вместо администраторов, которые работали бы с клиентами, у нас много маркетологов. Поэтому людям не нужно бояться, что из-за автоматизации они останутся без работы.

Еще одна профессия, которая, по мнению депутата Шеина, скоро исчезнет, - это водители, поскольку автомобили станут сплошь беспилотными.

Напомним, автомобили-беспилотники должны были появиться на улицах Казани в декабре 2018 года. Потом Минпромторг РФ обещал, что машины без водителей начнут передвигаться по дорогам столицы РТ с конца апреля. Но не сбылось...

Правда, прошлым летом во время мундиаля гости Казани могли покататься вдоль набережной на беспилотном автобусе от КамАЗа. А в конце августа 2018-го в Иннополисе запустили беспилотное такси от «Яндекса». Только обойтись без человека в машине все равно не получилось: на переднем пассажирском сиденье всегда находится инженер-испытатель, который следит за поездкой.

    Казанские таксисты в разговоре с корреспондентом «ВК» признались, что не боятся остаться без работы по причине инноваций.

- Бомбила не исчезнет, уверен труженик баранки Игорь Коковин. - Это такая же древняя профессия, как проституция! Вспомните фильм «Пятый элемент», там машина летала по воздуху, а таксист все равно за рулем.

- Это на Западе, может, лет через 15 от водителей откажутся, а у нас этого еще долго ждать, - солидарен с ним коллега Руслан Давлетшин. - Для беспилотного такси нужна инфраструктура, идеальные дороги. Какое беспилотное авто проедет по казанским дворам? Так что если роботы и заменят таксистов, то, скорее всего, это произойдет не при нашей жизни.

Председатель рескома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Юрий Данилов тоже считает, что о развитии беспилотного транспорта в нашей стране говорить еще очень рано.

- Сейчас нет даже законодательной базы, позволяющей беспилотным автобусам и автомобилям ездить по дорогам общего пользования. Возможно, первыми у нас появятся беспилотные трамваи, они хотя бы ходят по рельсам, никуда не могут свернуть, их проще запрограммировать. А чтобы такси и автобусы...

Фото Павла ПЛАТОВА