Городская среда
18 декабря 17:37
Автор материала:Ольга Юхновская

И сад, и поляна для йоги: каким предстанет возрожденный Дом пионеров им. Алиша

Завершен первый этап реконструкции легендарного Дворца детского творчества имени Абдуллы Алиша, стартовавший весной этого года. Масштабной модернизации открытое 64 года назад здание дождалось впервые за свою историю.

И сад, и поляна для йоги: каким предстанет возрожденный Дом пионеров им. Алиша

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Центр детского творчества имени Абдуллы Алиша (ранее Дворец пионеров и школьников), начали строить в 1956 году по проекту известных казанских архитекторов Павла Саначина (1918–1984) и Георгия Солдатова (1919–1992) и ввели в эксплуатацию в 1961-м.

Поразительно, но за эти годы в здании площадью 4570,3 квадратных метра ни разу (!) не проводился капитальный ремонт. Из-за неудовлетворительного (а по правде говоря – аварийного) состояния ЦДТ закрыли в 2024 году. Рушилось буквально все от подвала до крыши, стены пошли гигантскими трещинами буквально наружу! Удивительно, что оно вообще не обвалилось. Но благодаря вниманию и финансовой поддержке руководства Татарстана будущее этого знакового места для тысяч казанских детей приобрело довольно радужную перспективу.

Но прежде чем приступить к реконструкции, строители вынесли из здания несколько тонн мусора, а до того – отбили огромные многолетние «сталактиты» как внутренней, так и фасадной штукатурки, краски, старые рамы и двери, а также поздние наслоения гипсокартона, которым в начале 2000-х стыдливо прикрывали «нищету» – дыры, потеки, провалы и трещины.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Немного истории. Строительство нового здания для казанского Дворца пионеров началось в 1956 году на месте бывшего Панаевского сада по улице Галактионова, которое торжественно открыли 14 октября 1961 года. Как было тогда заведено, событие приурочили к XXII съезду КПСС. Приказом министра просвещения РСФСР Е.И. Афанасенко № 115 от 11.05.1965 казанскому Дворцу пионеров и школьников присвоили имя детского поэта Абдуллы Алиша (1908–1944). Выбор имени неслучаен: Абдулла Бариевич Алиш в 1933–1941 годы вел литературный кружок в Центральном пионерском клубе – предшественнике казанского Дворца пионеров и школьников. В то время он также работал ответственным секретарем татарского журнала «Пионер каляме» («Перо пионера»; впоследствии «Ялкын» – «Пламя»).

Несмотря на то, что в эпоху СССР активно продвигался лозунг «Все лучшее – детям», следует учитывать общую ситуацию в стране после окончания войны, когда дефицитом было все, включая строительные материалы. Стоит ли удивляться, что Дворецпионеров возводили преимущественно из не отличающегося долговечностью силикатного кирпича (обычно из него строили коровники и хозблоки), который язык не повернется назвать «исторической кладкой». Сегодня, проходя по этажам здания, я своими глазами видела «начинку» тех же внутренних перегородок: палки да доски, кое-как скрепленные раствором. Так и хочется употребить некультурное выражение, что красивое с виду строение было сделано из «навоза и палок». Да, это вам не купеческие особняки XVIII–XIX века, простоявшие столетия…

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

В общем, чтобы спасти объект культурного наследия от неминуемого разрушения, строители провели титаническую работу: восстановили развалившийся по всему периметру фундамент, несущие конструкции, заново провели инженерные системы (к слову, водоотвод здесь изначально был сделан не по правилам, отсюда – постоянные протечки и сырость), заново собрали вечно протекавшую крышу, вплоть до знаменитой ротонды со шпилем, чье основание тоже разваливалось на глазах.

Глядя на теперь уже архивные фотографии, просто диву даешься, что несмотря на общий упадок во внутреннем убранстве здания практически в целости сохранилась разнообразная лепнина и даже полностью витражи в большом актовом зале.

- Мы еженедельно посещаем объект, следим, чтобы все элементы были сохранены в аутентичном виде, – рассказала редактору отдела культуры «Вечерней Казани» архитектор-реставратор ООО «ПЦ Град», отвечающая за авторский надзор на объекте, Яна Давыдова. – Самое ценное здесь – обильная лепнина и особенные оконные проемы.

- Что конкретно является предметом охраны на этом объекте?

- В основном это внешний облик здания, включая бельведер (ротонда на крыше). На дворцах культуры нечасто устанавливали бельведер, так что наш объект – один из немногих, у которого есть такая изюминка. Если говорить об интерьерах, то предметом пристального внимания являются малый (бальный) и большой актовый залы. Самое ценное находится в бальном зале: это колонны, вентиляционные решетки, богатая и очень эффектная для своего времени лепнина. Она, кстати, не слишком пострадала, хотя ее никогда не реставрировали. Также предметом охраны являются оконные проемы, высота которых около четырех метров. Для них заказаны деревянные рамы из твердых пород древесины.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

- Уточню про оконные проемы: пластиковых рам точно не будет?

- Никакого пластика! Проемы сами по себе сложные, к ним требовался особый подход. Сложность в том, что помимо деревянных рам здесь требуется щепетильно отнестись к стеклополотну: надо подобрать сечение, чтобы рама выдержала его вес. Подобных сложных проемов, кстати, в Казани довольно много, причем все старые окна детализированы. Современное производство, которое позволяет делать большие стеклянные плоскости, которых не было ни в XIX веке, ни в советское время, не всегда учитывает важные нюансы… Порой собственник хочет просто поставить огромное стекло, но из-за этого может нарушиться баланс, а памятник потеряет аутентичность.

- Спрошу про большие ниши в стенах бального зала. В дореволюционных зданиях в таких размещали портреты императора, других царственных особ либо фрески... Могли быть здесь, скажем, художественные панно на тему счастливого советского детства?

- Вполне возможно, но пока в процессе исследования мы таких данных не обнаружили.

- Как часто авторский надзор предполагает ваше присутствие на площадке?

- В федеральном законодательстве прописана необходимость авторского надзора, без него Комитет по охране ОКН просто не выдаст разрешение на работы! – подключилась к беседе заместитель директора проектной организации «ПЦ Град» Дина Скрябина. – Поэтому с нами заключен официальный договор. Мы находимся в постоянном контакте с генеральным подрядчиком – ООО «Первое строительное управление», Алексеем Туйчиным и его специалистами, присутствуем на еженедельных планерках на объекте, в общем, с максимальной щепетильностью относимся к своей задаче. Порой подрядчику необходима помощь в согласовании проектных решений, к слову, тех же оконных наполнений. Исходя из архивных данных наш архитектор может детализировать утраченные элементы, по нашим эскизам затем отливается та же лепнина, тяги либо что-то еще.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

С января 2026 года в Центре им. А. Алиша приступят ко второму этапу реконструкции – обустройству подводящих энергосетей и ремонту внутренних помещений. Ближе к середине весны стартует третий этап: благоустройство территории, за которое отвечает Институт развития городов РТ. По плану во внутреннем дворе с обеих сторон обновят дворовые постройки, сформируют комфортное общественное пространство для занятий и массовых мероприятий. В том числе здесь появятся аптекарский огород, шикарная центральная клумба с лавочками, открытая сцена и даже зеленая поляна для занятий детской йогой, а также беседки и другие малые архитектурные формы.

И если представленные журналистам эскизы реализуют точь-в-точь как на картинках, то вокруг Дворца детского творчества раскинется роскошный сад, и он точно составит конкуренцию расположенному неподалеку историческому саду Эрмитаж. Заранее можно предположить, что потоки отдыхающих казанцев направятся именно в этот «пионерский оазис». Если их, конечно, пустят на территорию образовательного учреждения. В любом случае, столь прекрасная окружающая среда пойдет на пользу всем, кто будет заниматься в стенах возрожденного ДДТ им. А. Алиша.

Кстати, центр не прекратил свою деятельность даже во время реконструкции. Педагогический коллектив ведет занятия с более чем 4500 детьми в 310 группах на 13 временных площадках на базе казанских школ, в их числе лицеи № 116, № 11, № 170, № 146, многопрофильный лицей № 133, гимназии № 7, № 27 и № 102, а также школы № 1, № 14, № 71, № 98 и № 161. А популярное объединение «Картинг» временно переехало на Центральный стадион (ул. Ташаяк, 2).

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Параллельно с отделкой внутренних помещений и благоустройством территории также весной начнут приобретать оборудование, мебель, инвентарь (причем это было сразу вписано в проект). После реконструкции во Дворце откроются новые востребованные направления – например, кружки робототехники и 3D-моделирования. Для них, а также для действующих объединений закупят современное оборудование, которое создаст комфортные условия для творческого развития детей.

Впереди немало работы, но все задействованные на объекте службы – от Госкомитета по охране ОКН РТ, ГИСУ, «ПЦ Град» до генподрядчика уверенно заявляют, что к началу учебного 2026 года здание распахнет свои двери.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей