Улица Профсоюзная в Казани не должна быть ещё одной мини‑магистралью
Глава Вахитовского и Приволжского районов Альберт Салихов объявил о планах по переосмыслению улицы Профсоюзной. Многие решили, что улица может стать полностью пешеходной.

Улица Профсоюзная начинается у знаменитой улицы Баумана и тянется до пересечения с улицей Пушкина. Свой нынешний облик она приобрела в конце XVII века. Тогда был утвержден первый план застройки города.
На сегодняшний день Профсоюзная известна своей ночной жизнью: здесь разместилась большая часть баров и кафе, которые пользуются популярностью у молодежи. Поэтому в народе улицу назвали «барной».

Однако для туристов Профсоюзная – возможность увидеть множество объектов культурного наследия и узнать, как жила Казань несколько веков назад. К примеру, дом Михляева‑Дряблова (№ 3/19), возведённый в конце XVII века, считается одним из старейших в Казани. Также там расположена синагога (№ 15), открытая в 1915 году. Она пережила закрытие в 1926‑м и возродилась в 1990‑х годах.
Что собираются сделать?
По заявлению главы районной администрации, власти намерены реорганизовать движение и повысить комфорт для пешеходов. Каким именно путем будет сделано последнее – сейчас решается. Как рассказали в администрации районов, власти продолжают развитие концепции «Город для пешеходов». В прошлом году была проведена большая работа по благоустройству улицы Баумана, комплексно отремонтировали улицу Муштари. В этом году улицу Еники и улицу Товарищескую благоустроили по национальному проекту «Инфраструктура для жизни» – там расширили пешеходную зону и создали велодорожки.
- Еще одна улица, которая требует повышенного внимания, — это улица Профсоюзная. Большое количество расположенных на ней заведений, исторических объектов поблизости привлекает на эту улицу пешеходный поток. Однако, к сожалению, гулять по ней не очень комфортно. Сразу скажем, что в настоящее время какое-либо решение не принято. Нет также какой-то лидирующей концепции, которой бы отдали предпочтение специалисты. Сейчас мы только в начале пути, смотрим различные варианты для решения проблемы, как создать для пешеходов более комфортные условия, – поделились в администрации.

Также городские чиновники отметили, что им важно «не навредить» движению автомобилей, ведь улица является одним из важнейших транспортных каналов, благодаря чему в часы пик снимает загруженность с других улиц.
- Мы просчитываем все эти варианты. Детально прорабатываем дорожную карту, изучаем дизайн-проект возможных изменений, учитывая лучшие практики благоустройства. Об этом нас просят и сами жители, которые указывали на неудобные, поврежденные и узкие тротуары, что создает для них трудности. Действительно, застройка, сложившаяся в центральной части тысячелетнего города, исторически предполагает более узкие пешеходные пространства. В некоторых местах оно и вовсе отсутствует. Конечно, так не должно быть на Профсоюзной, которая в последние годы стала очень популярной, – подытожили в администрации.
Мнение жителей и их домыслы о пешеходизации улицы
Жители в социальных сетях уже успели пожаловаться на узкие тротуары, на которых сложно разойтись. Летом ситуация осложняется из-за наличия летних веранд.
Пешеходы просят заменить асфальт на брусчатку и освободить тротуар от лестниц и входных групп. Жалуются люди и на автомойку, через заезд которой приходится постоянно проходить пешеходам из-за отсутствия как такового тротуара.
- Мне кажется, на Профсоюзной нужно одну полосу убрать в счет расширения тротуаров (особенно плохо рядом с Астрономической - там тротуар шириной в 0,75 человека), а вторую полосу (крайнюю правую) сделать автобусной и пустить общественный транспорт по улице. Будет удобно студентам, туристам, посетителям заведений на Профсоюзной. И парковаться будет просто негде. Проблема проезда по улице пропадет, потому что сейчас по факту на Профсоюзной работает одна полоса, а локальные заторы связаны с выездом/заездом на запаркованные полосы, – поделился житель Казани.
Уже долгое время обсуждается возможность сделать улицу пешеходной, однако эту идею не поддерживают владельцы автомобилей. По словам водителей, она важна для тех, кому надо из центра проехать в сторону Ленинской дамбы. В случае если улицу сделать пешеходной, останется только Булак, где в час пик километровые пробки.

С нашими анонимными собеседниками согласен и юрист Федерации автовладельцев России в Татарстане Владлен Копвиллем. Такое решение приведёт к проблемам для автомобилистов, которые лишатся одного из вариантов выезда и въезда в центр города.
Некоторые водители против полного ограничения движения по Профсоюзной, но в качестве компромисса согласны на введение запрета движения по выходным и праздничным дням.
Руководитель транспортного направления архитектурного бюро DOMO Spacerunners Александр Шувалов отметил, что идея сделать улицу Профсоюзную полностью пешеходной на первый взгляд кажется привлекательной. Однако важно учитывать, что рядом уже функционирует пешеходная улица Баумана - развитое, насыщенное активностями городское пространство, в связи с чем полное преобразование Профсоюзной выглядит нецелесообразным.
Урбанист Василь Закиев рассказал, что сегодня улица Профсоюзная — это улица, живущая по двум сценариям: с односторонним трехполосным движением и плотной нерегулируемой парковкой и с высоким пешеходным трафиком по вечерам и ночью.
- Есть дисбаланс в распределении пространства. Три полосы под автомобили в историческом центре — это роскошь, особенно там, где люди уже сейчас идут по проезжей части и стоят в очередях к барам буквально на дороге. При этом тротуары узкие, плохо очищаются зимой, не предусмотрены для больших потоков людей и сезонных веранд, – поделился Закиев.
Также есть проблема безопасности и скорости. Широкая проезжая часть провоцирует водителей ехать быстрее, что очень небезопасно для улицы с большим количеством пешеходов.
Для центральной «улицы вечерней жизни» на Профсоюзной не хватает базовых вещей: непрерывного пешеходного пространства, удобных переходов, качественного освещения, зелени, мест для сидения, уличной мебели и системы работы с дворами и фасадами. По словам Закиева, проблема возникла из-за того, что уличная жизнь развилась быстрее, чем инфраструктура.

- Важно, на мой взгляд, в принципе поменять исходную установку: Профсоюзная не должна быть ещё одной мини‑магистралью. Она должна быть в первую очередь городской улицей с приоритетом пешехода, но с сохранением доступа для транспорта — жителей, сервисов, пожарных, такси и так далее. Это хорошо сочетается с практикой «успокоенных улиц» в исторических центрах, – отметил спикер.
Закиев считает, что без полного ограничения движения на улице можно сократить число полос и «успокоить» движение. Он предлагает оставить вместо трёх полос одну с низким лимитом скорости и узкую сервисную полосу для такси, подъезда и погрузки-разгрузки. Остаток ширины отдать под расширение тротуаров и озеленение.
Также, по мнению собеседника, стоит перераспределить парковку. Хранение машин имеет смысл выносить в многоуровневые паркинги и прилегающие кварталы, а на самой улице оставить только короткую сверхдорогую парковку.
С урбанистом согласен и Шувалов. По его словам, зауживание проезжей части до одной-двух полос движения с сохранением парковочных мест на улице и существенное расширение тротуаров позволит повысить комфортность городской среды, усилить пешеходную активность и поддержать развитие локального бизнеса, сохранив при этом базовую транспортную доступность.
Архитектор-урбанист Вероника Ямилова отметила, что для уменьшения шума и риска возникновения конфликтных ситуаций между участниками движения нужно работать не через запреты, а с помощью архитектурных и планировочных решений. Например, можно использовать поглощающие материалы, микрозоны отдыха, четкие маршруты движения.
- Идея сделать Профсоюзную пешеходной кажется логичной, но не в «туристическом» смысле, как это чаще делают. Если Баумана — как массовая парадная улица, то Профсоюзная — более интимный городской коридор, где люди чувствуют себя участниками городского сценария, а не зрителями, — отметила собеседница.
Все эти и другие предложения будут рассмотрены администрацией районов. В своем телеграм-канале Альберт Салихов призвал всех урбанистов и жителей выступить с идеями.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Крупнейший налет на инкассаторов в РФ организовал зеленодолец Игорь Богаченко. Рассказываем о деталях нападения и ходе расследования. Узнали, как полицейские вышли на след, где просчитались и была ли возможность упустить преступников.
По словам жительницы дома, где татарская артистка сдает жилье, новые квартиранты сильно мешают ей жить. Сама Бадретдинова отмечает, что «уже устала от этой ситуации». Рассказываем, что в таких случаях советуют юристы.
Падение самолета в Татарстане произошло из-за ошибки пилота Евгения Гущина. Он допустил несколько запрещенных виражей на запредельно малой высоте. Расследование дела завершено и передано в суд.
В Казани стартовало рассмотрение нового уголовного дела пожизненно осужденного «лидера бригады киллеров» ОПГ «Хади Такташ» Рината Фархутдинова, известного в криминальном мире как Ринтик, — его и еще двух фигурантов судят присяжные.
Глава Вахитовского и Приволжского районов Альберт Салихов объявил о планах по переосмыслению улицы Профсоюзной. Многие решили, что улица может стать полностью пешеходной.







