Культура
17 декабря 11:20
Автор материала:Ольга Юхновская

Истоки татарской культуры обсуждают в Казани академики и музейщики

Научную конференцию «Музейные эпистемологии: печать и интеллектуальные традиции от Волги до Кавказа» проводит в эти дни Национальный музей Республики Татарстан при поддержке республиканского министерства культуры.

Истоки татарской культуры обсуждают в Казани академики и музейщики

Автор фото: Национальный музей РТ

Событие приурочено к 125-летию типографии братьев Каримовых. Помимо научной составляющей будут практическая часть и публичные лекции.

Конференция затронет самую важную для понимания татарской культуры и истории сферу – письменной традиции – и охватит период конца XIX – начала XX веков. Ученые-востоковеды, тюркологи, филологи, а также музейные специалисты обсудят рукописную и печатную традиции, книжное дело, эпиграфику. С докладами и комментариями выступят представители научно-исследовательских институтов Российской академии наук из Москвы, Махачкалы и Уфы, Академии наук РТ и Государственного музея Востока.

- Ценность и уникальность конференции – в сотрудничестве музея и научного мира, в возможности изучать музей как источник знаний, дать новый научный импульс, который особенно актуален сейчас, накануне года, в котором Казань будет культурной столицей исламского мира, – подчеркивает исполняющий обязанности генерального директора Национального музея Республики Татарстан кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов.

Участников конференции познакомят с уникальными письменными источниками из собрания Национального музея Татарстана. Мероприятия конференции пройдут в новом здании театра Камала, Национальном музее и его филиалах – Музее Боратынского и Литературном музее Тукая.

Куратором конференции в качестве независимого исследователя выступает автор монографий о татарской рукописной традиции в Сибири, истории советского востоковедения в Средней Азии, издатель перевода Корана на татарский язык муфтия Габделбари Исаева Альфрид Бустанов.

- Письменные источники в самом широком смысле слова – это культурный и интеллектуальный хребет татарской истории, - считает авторитетный ученый. - Это основа, из которой мы получаем знания: не только сухие факты, но и целые явления культуры. Например, мы можем говорить о динамике культуры чувств у российских мусульман на протяжении тысячи лет, потому что наши письменные источники начинаются чуть ли не с X века. Письменные источники очень важны для понимания татарской культуры. И чем больше мы исследуем, тем шире основа для вдохновения у современных креативных индустрий — от дизайна одежды до архитектуры.

Автор фото: Национальный музей РТ

Публичные общедоступные лекции пройдут:

17 декабря, 17:30. ТГАТ им. Г. Камала (ул. Хади Такташа, 74) – камерный зал.
Публичная лекция муфтия Татарстана, председателя ДУМ РТ, директора медресе «Мухаммадия», доктора шариатских наук, Курра-хафиза Камиля хазрата Самигуллина «Вклад татарских богословов в развитие коранических наук. Традиции татарского коранопечатания. История и современность»

18 декабря, 18:00. Литературный музей Тукая (ул. Тукая, 74).
Публичная лекция на татарском языке «ХХ гасыр башында Габдулла Тукай китапларын бастыру: төзелеше, иллюстрацияләр, шрифт һәм сату мәсьәләләре» кандидата филологических наук, заведующей Литературным музеем Г. Тукая, доцента кафедры общего языкознания и тюркологии ИФМК КФУ Гузель Тухватовой.

19 декабря, 15:30. ТГАТ им. Г. Камала (ул. Хади Такташа, 74) – камерный зал. Публичная лекция доктора исторических наук, заместителя генерального директора Государственного музея Востока, профессора РАН Ильи Зайцева «Традиция изображений Мекки с Мединой в сочинении Джазули и татарских шамаилях».

Практическая часть форума «Хәреф» — это молодежная творческая лаборатория, посвященная истории татарского книжного искусства и печатной графики. Она пройдет 18–21 декабря в Доме татарской книги (филиал Национального музея РТ). Участников ждут два дня мастер‑классов от специалистов московской Мастерской Бориса Трофимова, где обучают графических и гейм-дизайнеров, а также иллюстраторов с упором на шрифт и типографику как основу графического дизайна.

Отметим, что история татарской письменности – не просто хронология изменений графических форм, а отражение сложных социально-политических процессов, культурных влияний и религиозных трансформаций, которые переживал народ на протяжении веков.

Автор фото: islam-today.ru

Истоки татарской письменности уходят в глубь веков, к эпохам, когда предки современных татар, кочевые тюркские племена, начали использовать рунические символы для записи. Эти руны – древнейшие свидетельства существования письменности у тюркских народов. Со временем руническая письменность уступила место другим системам письма, но оставила свой след в культуре и языке татарского народа. Символы также играли важную роль в жизни татарского народа на протяжении всей его истории. Они использовались для защиты от злых духов, для привлечения удачи, для выражения любви и уважения, для передачи знаний и опыта. Солярные знаки, символы плодородия, символы защиты, символы мудрости можно увидеть на древних каменных изваяниях, предметах быта, одежде, оружии и в архитектуре.

Пришедшая в Х веке на татарскую землю вместе с исламом арабская графика оказала огромное влияние на развитие татарской письменности и культуры. Арабским письмом создавались религиозные тексты, исторические хроники, литературные произведения и деловые документы. Арабский алфавит был адаптирован к фонетическим особенностям татарского языка, что привело к появлению новых букв и знаков. Изучение татарских текстов, написанных арабским письмом, позволяет понять, как ислам повлиял на мировоззрение татарского народа, как формировалась татарская литература и философия и как развивались научные знания.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей