Графическим движком казанского художника пользуются гейм-разработчики всего мира
Казанец Тимур Гафаров в домашних условиях создал новый «движок» для трехмерных компьютерных игр, удивив всех айтишников в мире высоких технологий. Патент на свой проект он не стал оформлять, и теперь разработкой пользуются все.

Предоставленный в общий доступ проект Dagon Гафарова, в котором он соединил предыдущие наработки и на их основе создал нечто новое, не остался незамеченным. Например, о движке специально было рассказано на IT-конференции FOSDEM 2024 в Брюсселе в рамках доклада американского профессора компьютерных наук, преподавателя Северо-Восточного университета (Массачусетс) Майка Шаха (Mike Shah). В частности, отмечалось, что это «существенный проект, который представляет интерес для графических разработчиков». Особенно же профессор отметил, как тонко продуманы Гафаровым переходы света.

Автор фото: архив Тимура Гафарова
Проект Dagon Тимура Гафарова представляет собой так называемый графический движок – на программистском сленге так называют комплект программных технологий, которые отвечают за формирование изображения на экране в трехмерных компьютерных играх. Это включает в себя в первую очередь расчет освещения, теней, отражений с использованием средств вычислительной алгебры и геометрии. Аналогичные технологии используются в кино и компьютерной анимации, а также в программах для художественного и промышленного дизайна.
«Вечерняя Казань» связалась с Тимуром Гафаровым и задала ему уточняющие вопросы.
- Тимур, так вы участвовали лично в брюссельской конференции?
- Нет, просто на ней упомянули мой проект. Я вообще случайно узнал про это от друзей, которые прислали ссылку на материалы конференции Free and Open source Software Developers' European Meeting (FOSDEM), она состоялась в Брюссельском свободном университете в феврале 2024 года.

Автор фото: архив Тимура Гафарова
- Расскажите подробнее о своей работе, пожалуйста.
- Я работаю в сфере маркетинга, то есть профессионально занимаюсь разработкой рекламных игр и интерактивных приложений. И этот проект у меня развился в качестве инструмента для обкатки новых идей и различных экспериментальных решений, которые затем идут в продакшен. По сути, это частичный аналог таких известных технологий, как Unity или Unreal Engine. Подобные разработки у нас в стране можно пересчитать по пальцам, и даже высокобюджетные игры, как, например, недавно вышедшая Atomic Heart, используют в своей основе зарубежные технологии (чаще всего Unreal Engine 4). В противовес коммерческим продуктам я изначально решил открыть полный доступ к исходному коду всем желающим. То есть любой может взять его за основу для собственных программ, изменить, дополнить новыми функциями и так далее. Благодаря такому подходу в разработке могут участвовать добровольцы со всего мира. У меня были соавторы из США, стран СНГ, Польши, Швеции, Франции и многих других стран. Один разработчик из Польши уже написал на основе моего движка полноценную игру в жанре популярной головоломки Sokoban. Проект Dagon развивается с 2017 года, подробнее о нем можно узнать на странице моего блога. Добавлю, что о разработке писали также в русскоязычном филиале американского журнала PC Magazine в рамках материала, посвященного разработке современных игр: о том, как устроены игры изнутри, как программируются игровые серверы, как моделируется игровой мир, какие используются средства разработки. Информацию для этой статьи предоставили многие российские разработчики, но, к сожалению, она уже не доступна в Интернете в связи с уходом PC Magazine из России.
- Вы буквально подарили свою разработку всему миру, и где она применена конкретно?

Автор фото: архив Тимура Гафарова
- Из того, что я точно знаю, есть игра в жанре Sokoban и еще реализована игра Sacrifice.
- Тимур, а где вы учились, кто по профессии?
- Возможно, вы удивитесь, но я выпускник Московского государственного академического художественного института имени Сурикова, моя специализация – «Станковая живопись». Высшее художественное образование имеет прямое отношение к тому, чем я сейчас занимаюсь в статусе самозанятого: работаю в области рекламного производства и моушен-дизайна. Выполняю заказы на разработку игр, баннеров, видеороликов.
Говорят, создание подобных «движков» даже для крупных корпораций – дело весьма и весьма затратное. А тут человек в домашних условиях не просто создал ноу-хау, так еще и благородно отказался от авторских прав. Казань, знай наших!
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Основатель дорожной империи «Волга-Автодор» Станислав Шевырев впервые выступил на публике после сенсационных признаний своего подчиненного Андрея Черкасина, взявшего на себя организацию покушения на Ирину Шевыреву.
Власти республики уверяют, что повышение стоимости ЖКУ будет не таким стремительным. А начальник Госжилинспекции Тыгин считает, что большинство обращений по поводу тарифов - лишь «эмоциональное возмущение».
«Вечерняя Казань» – о том, как на самом деле устроена программа «Алабуга Старт» и как девушки из стран дальнего зарубежья уже влияют на экономику Татарстана.
Несмотря на увеличение сборов, коммунальной сфере республики по-прежнему не хватает средств для эффективной работы. Промедление же с повышением платы за «коммуналку» навредило отрасли, считают чиновники.
Завершен первый этап реконструкции легендарного Дворца детского творчества имени Абдуллы Алиша, стартовавший весной этого года. Масштабной модернизации открытое 64 года назад здание дождалось впервые за свою историю.












