3 октября 08:10

Автор материала: Елизавета Зеленина

«Закопают отрасль»: рынок такси шокирован «белым списком» Минпромторга

Кратное повышение цен на поездки, уход таксистов в серую зону и потеря бюджетом 350 миллиардов - такие прогнозы высказали эксперты, ознакомившись со списком марок, которым дадут «зеленый свет» на перевозку пассажиров.

Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Будет работать через пень-колоду


Еще в мае этого года президент России Владимир Путин подписал закон о
локализации автомобилей. Согласно этому закону машины вносятся в реестр такси и допускаются к работе только при определенных условиях. Либо транспортное средство набирает необходимое количество баллов локализации (система оценивает, сколько техопераций по производству автомобиля было выполнено в России и определяет, может ли машина считаться отечественной), либо авто произведено в рамках инвестпроекта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. Говоря простым языком - если машина российского производства, она попадает в реестр и может перевозить пассажиров.

Недавно Минпромторг России опубликовал первичный список марок, которые пополнят ряды машин такси. В перечне оказалось 20 моделей от шести производителей: 

- Lada (Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, Niva Legend, Niva Travel);

- УАЗ («Патриот», «Хантер»);

- Sollers (SP7);

- Evolute (I-Pro, I-Joy, I-Sky, I-Jet, I-Space);

- Voyah (Free, Dream, Passion);

- «Москвич» (3, 3е, 6, 8).

Окончательный ли это список? Нет. Он может быть дополнен и другими новыми марками отечественной сборки. Например, могут добавить Haval, Solaris и Tenet калужской сборки.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»


Как эти нововведения отразятся на рынке такси? В конечном счете, за все придется платить клиентам, полагает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков

- Это лишь ускорит процесс повышения цен на такси. Не все машины попадут в список, потому что при смене собственника, машина автоматически выносится из реестра, а, например, сейчас некоторые машины находятся в лизинге, - прокомментировал эксперт.

Кадаков поделился случаем из жизни. К нему обращаются люди, которые вложились в покупку автомобилей такси на сумму 200 миллионов рублей, но что делать с этими покупками теперь, если собственник меняется. А список разрешенных авто от Минпромторга весьма странный. В перечне есть машины крупноузловой сборки, которые локализовали совсем недавно, а нет автомобилей, которые выпускаются в России по полному циклу производства, например, не представлена марка Haval. Как пояснил собеседник, автоконцерн Great Wall Motor (производитель Haval) является единственной компанией, которая открыто работает на российском рынке и имеет свое производство. Также не включены другие машины, которые собираются в России.

- Поэтому я думаю, что этот закон будет работать через пень-колоду. Говоря в первую очередь о частниках - кто-то начнет работать «в серую». Другие займутся иными видами перевозок - например, доставкой. Сейчас на доставке можно без проблем заработать больше, чем таксистом крутя «баранку» по 16 часов в сутки. Поэтому через какое-то время автомобилей в такси, скорее всего, будет меньше, а это значит, что цены на такси будут выше, - отметил Кадаков.


Цены на такси вырастут на 20-30%

Полный переход на «локализованные» авто у таксомоторных перевозчиков займет 5-7 лет, рассказали «Вечерней Казани». в сервисе «Максим». Автомобили, внесенные в реестр такси до 1 марта 2026 года, теоретически остаются там бессрочно. Но фактически они будут выбывать из списка по мере завершения договоров лизинга и по разным другим основаниям, требующим внесения изменения в реестр легковых такси.

В компании также отметили, что локализация отразится на стоимости поездок. Рост расходов из-за замены автопарка, ремонт и обслуживание приведут к увеличению арендных ставок для водителей, а значит — к росту тарифов для пассажиров. По прогнозам, стоимость поездок может вырасти на 20–30 процентов за два следующих года.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

В сервисе «Яндекс Такси» подчеркнули, что отрасли как можно скорее нужен полный перечень разрешенных автомобилей – от него напрямую зависят закупки на следующий год и адаптация к новому закону. Также в сервисе считают, что в этот перечень на прозрачных условиях должны попасть все локализованные в России автозаводы. Иначе отрасль столкнется с негативными последствиями – оттоком водителей и снижением доступности услуг такси.

«Принятый закон закопает такси по пояс»


Законодательные инициативы могут лишить работы 2,5 миллиона таксистов, работающих на личных автомобилях и обеспечивающих 63 процента заказов, заявил бывший первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Госдума дала регионам право требовать локализацию таксомоторного парка, что фактически вынуждает заменять иностранные машины на продукцию российского автопрома — приемлемо для крупных компаний, но непосильно для большинства самозанятых. Ранее требование проходить медицинский и технический осмотр по два раза в день оказалось технически невыполнимым из‑за недостаточной инфраструктуры. При сохранении таких барьеров объем поездок может сократиться на 90 процентов, а цены в пиковые часы вырасти в 10–12 раз, дает прогнозы спикер.


АвтоВАЗ уверяет, что легко может обеспечить российских таксистов своей продукцией. Однако собеседник убежден, что машины от отечественного производителя не соответствуют многим техническим требованиям, причем не только для самих водителей, но и пассажиров. 

В заключение своего мнения, Лысаков добавил, что «принятый закон закопает такси по пояс».

Вызвал много вопросов список локализованных автомобилей, опубликованных Минпромторгом, и у представителя Общественного совета по развитию такси в Татарстане Булата Таепова. Он пояснил, что норма о локализации допускает включение в перечень автомобилей, произведенных по соглашениям о специальных инвестиционных контрактах (СПИК), однако таких моделей в представленном списке нет.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Отдельное недоумение вызывает присутствие машин, изначально не предназначенных для пассажирских перевозок. Например, УАЗ Hunter и LADA Niva Travel — это автомобили для езды по бездорожью, а не для работы в условиях городского такси, отмечает собеседник. Также возникает вопрос соотношения цены и доступности. Из всего перечня лишь пять моделей стоят дешевле 1,5 миллиона рублей. Для отрасли, где ключевую роль играют самозанятые водители и небольшие таксопарки, такие цены фактически закрывают возможность обновления автомобилей.

В Общественном совете по развитию такси надеются на скорейшее расширение списка с учетом реальных потребностей рынка такси и доступности автомобилей для перевозчиков. В нынешнем виде перечень не отвечает задачам отрасли и создает риски дефицита легальных машин. По нашей оценке число указанных в списке машин в текущем парке такси — порядка 20 процентов, говорит Таепов.

Сейчас Минпромторг России пытается решить проблемы отечественного автопрома за счет другой отрасли, но так делать нельзя, подчеркнул вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. В такси работает миллион человек и эти люди кормят свои семьи. В частности, в малых городах, любые ограничения, которые их касаются, приведут к тяжелейшим социальным последствиям.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Запредельно дорогие Voyah Space за пять с половиной миллионов рублей, Passion за 7,4 миллиона рублей и Dream, стоимость которого начинается от десяти миллионов рублей, для такси не подходят, считает эксперт. Что отрасль получает в конечном итоге? Выбор из нескольких моделей «АвтоВАЗа» и «Москвич-3» для класса «Эконом», «Москвич-6» и «Москвич-8» для класса «Комфорт +».

Такие жесткие ограничения приведут к тектоническим сдвигам на рынке такси: те автомобили, которые сейчас имеют лицензии, будут работать до последнего. Переходить на автомобили из списка будут далеко не все парки, многие просто уйдут с рынка пассажирских перевозок. Самозанятые для работы в такси машины из списка покупать не будут, просто уйдут и найдут другой способ заработка, говорит Шапарин.

Последствия, по словам эксперта, коснутся и государства. Огромная отрасль с миллионом занятых начнет уходить в тень, что больно ударит по доходам бюджета. Спикер напомнил о подсчетах Высшей школы экономики — бюджет потеряет 350 миллиардов рублей за три года после вступления в силу новых правил на рынке такси.

Комментарии
На откатах сидел яндекс уж.3 октября 14:51
Жестче наводим порядок.
3
Аноним3 октября 14:49
Вот она помощь бизнесу про которую красивую сказку рассказывают
0
Аноним3 октября 17:51
Нам врагрв не надо, сами все разрушим
0
Оставить комментарий