Повышение НДС: «Неприятно, но не смертельно»
На ежегодной пресс-конференции глава республики высказался о проблемных вопросах. Грядущее повышение НДС до 22 процентов будет «неприятно, но не смертельно», считает раис Татарстана Рустам Минниханов. «Это вынужденная мера, которая поможет обеспечить фронт» — так Минниханов сказал во время подведения итогов года при разговоре с журналистами в отеле «Миллениум». К возникающим трудностям нужно отнестись с пониманием и продержаться.
— Я думаю, когда всё стабилизируется, налоговая политика государства тоже будет более щадящая, — надеется раис.
Повышение НДС — это лишь один из инструментов, который должен возместить потери бюджета. Наравне с НДС растет и нагрузка на различные отрасли бизнеса: например, увеличился налог на добычу полезных ископаемых. Растёт нагрузка и на ещё одну очень важную отрасль.
— По нефтяной отрасли налоговая нагрузка увеличилась. Основной источник федерального бюджета — это нефтегазовые доходы, мы это понимаем, но там же тоже есть некие ограничения. Нельзя резать курицу, которая несёт золотые яйца, — приводит аналогию Минниханов.
Ещё одной «вынужденной мерой» раис назвал временами пропадающую в Казани связь.
— Давайте на чашу поставим безопасность людей и «ты не дозвонился». Враг использует наши сотовые вышки и наводит свои беспилотники на судьбоносные объекты энергетики и производства, - добавил раис.
Чтобы облегчить возникшую проблему, по Татарстану расширяют область покрытия Wi-Fi. Только за последние три месяца сделали 700 точек, а всего их по республике работает уже более двух тысяч, рассказывает раис и ещё раз напоминает, что идёт СВО:
— Враг не делит объекты на гражданские и военные. <...> Мы должны обеспечить безопасность наших граждан, - говорит Минниханов.
Главная задача для страны — победить в противостоянии с Западом, победить на фронте. Победа обязательно наступит — это лишь вопрос времени. Вот только чудес не бывает, напоминает раис. За время, которое проходит до наступления победы, на Россию выпадает немало испытаний:
— Страна проходит серьёзные испытания. И каждый из нас должен пройти испытания, отнестись с пониманием. Это наша страна, и все проблемы, которые есть, придётся решать нам, - напомнил глава республики.
Адаптация героев СВО
Насколько важна победа, настолько важны и солдаты, замечает раис. С момента начала специальной военной операции в республику из зоны боевых действий вернулось уже более трёх тысяч ветеранов, и лишь 7-8 процентов из них подписывают контракт повторно. Всех остальных нужно адаптировать в общество: проводить им реабилитацию, трудоустраивать. На сегодняшний день в Татарстане удалось помочь с трудоустройством более двум тысячам ветеранов.
Один из положительных примеров карьеры после СВО — замминистра труда, занятости и социальной защиты Татарстана, Герой России и ДНР Расим Баксиков. Именно ему теперь и поручено следить за соблюдением социальных гарантий, предоставляемых ветеранам, отмечает Минниханов. Подобные возможности доступны многим ветеранам, в том числе благодаря программе «Батырлар. Герои Татарстана».
— Мы видим, что наш проект «Батырлар. Герои Татарстана» очень-очень востребован. 1600 заявок было, из них мы выбрали 46 человек на полгода. Ребята теперь проходят обучение, готовятся, — говорит Минниханов.
Также раис отметил, что сейчас в республиканских правоохранительных органах наблюдается огромный дефицит кадров — особенно в Росгвардии. Раис хотел бы видеть ветеранов в том числе и там. Впрочем, ветеранов нужно вовлекать в систему власти.
— Сейчас от Татарстана в СВО поучаствовало порядка 49 тысяч человек, и среди них очень много одаренных лидеров, которые могли бы быть полезны в органах власти — муниципальной, поселенческой, республиканской. Ну и будем двигать наших ребят, наших бойцов на федеральный уровень. На площадях с плакатами у нас все герои, но с автоматом выйти против врага — пока ещё не все такое могут, — отдает ветеранам должное Минниханов.
При этом многие из ветеранов уходили на спецоперацию со средних и крупных предприятий Татарстана, и на прежних местах работы их тоже встречают с радостью.
— Я не видел, чтобы какое-то предприятие наше к этой теме небрежно относилось. <...> Это опытные люди, они войну прошли. Таких нужно очень бережно и правильно использовать где-то на производстве, — считает раис.
Раис рассказал, как экономика Татарстана адаптировалась к новым реалиям
На крупных предприятиях растут зарплаты — в этом плане положительно выделяются пороховой и авиационный заводы, подчеркнул Минниханов. Необходимость в специалистах на этих предприятиях невозможно целиком восполнить за счёт иностранных специалистов, а важность деятельности что порохового, что авиационного заводов сложно оценить в рамках сложившейся внешнеполитической ситуации.
В бюджете на будущий год, который уже спланирован и утвержден, в итоге наблюдается дефицит. Тем не менее у раиса «есть ощущение, что мы справимся с вызовами, которые есть перед нами». Общий валовый региональный продукт республики в этом году вырос на семь процентов.
Выгодным преимуществом Татарстана стала его инвестиционная привлекательность для стран исламского мира. В отличие от западных стран, исламский мир не отвернулся от России и Татарстана, отмечает Минниханов. На сегодняшний день практически половина товарооборота республики приходится на страны и организации исламского мира. Уже сейчас Татарстан сотрудничает с ОАЭ, Бахрейном и Саудовской Аравией, а в будущем наладит связь ещё и с Оманом.
Арабские страны представляют интерес для Татарстана во многих сферах, рассказал Минниханов: продвижение нефтехимической и строительной продукции, исламский банкинг. Также Татарстан может стать туристическим центром для гостей из арабских стран.
Немалую роль в повышении инвестиционной привлекательности играет развивающаяся в республике транспортная инфраструктура.
— Если вы хотите понять, в каком состоянии экономика, посмотрите работу транспорта и потребление электроэнергии — они сразу покажут, растем мы или падаем. Что касается нас, мы считаем, что очень неплохо по дорогам поработали, — фиксирует успехи республики раис.
Дальнейшее направление развития — железная дорога, воздушный и речной транспорт. В плане последнего Татарстан «очень серьёзно недорабатывает», считает Минниханов.
— Пока у нас 30 миллионов тонн речных перевозок, надо в ближайшее время до 50 поднять, но для этого надо модернизировать шлюзы, поднять уровень Волги — требуется масса системных работ по углублению канала реки, — делится планами глава Татарстана.
Также планируется открытие нового терминала в казанском аэропорту, а на авиационном заводе планируют производить по 20 новых Ту-214 в год. Данная модель станет татарстанским аналогом «Суперджета». Создание подобных технологий, как отмечает Минниханов, — важная часть для получения страной технологического суверенитета. У России должны быть свои самолёты, вертолёты и электроника — так считает и раис, и президент страны Владимир Путин.