Происшествия
9 августа 2025 07:56
Автор материала:Андрей Мартыгин

Присяжные ошиблись в оправдании «бригады Джамая»

Верховный суд Татарстана признал оправдательный вердикт по делу группировки Приволжского района Казани незаконным. Пятеро фигурантов должны будут самостоятельно прийти в суд, где им снова изберут меру пресечения.

Присяжные ошиблись в оправдании «бригады Джамая»

Автор фото: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

Неразъяснение присяжным их задач, сокрытие информации о судимостях их родственников, а также использование защитниками информации «юридического характера» перед «судьями факта» помогли прокурору Радифу Файзрахманову отменить оправдательный приговор по делу так называемой «бригады Джамая». История создания которой восходит к ОПГ «Борисково».

Напомним, что присяжные полностью оправдали пятерых подсудимых по трем преступным эпизодам 1993—2015 годов: большинством голосов членов коллегии все обвинения были сняты с Марата Гатиятуллина (Маркела), Андрея Нейдерова (Медведя), Виталия Фадеева (Фадея), Рината Хабибуллина (Ринтона), Олега Веселова (Крокодила).

Однако после решения «апелляции» мужчины должны будут самостоятельно прийти в суд, где им заново изберут меру пресечения и начнут рассмотрение дела сначала. Отметим, что на время предварительного и судебного следствия все фигуранты дела находились под стражей — лишь Хабибуллину позволили уйти под домашний арест.

Так придут ли на новое рассмотрение? Покажет время, но прецедент уже есть — предполагаемый лидер ОПГ «Грязь» Рифкат Вахитов уехал на лечение в Турцию сразу после того, как районный суд применил по его делу сроки давности.

История группировки

По версии правоохранителей, «бригада Джамая» образовалась в результате раскола группировки «Борисково» — и была создана вокруг ее ныне покойного лидера Равиля Гатиятуллина, которому подсудимый Марат Гатиятуллин приходится племянником.

Примечательно, что полноценный ход делу силовики дали лишь после смерти Гатиятуллина-старшего, которого не стало в 2020 году.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Первый эпизод дела связан с убийством члена ОПГ «Борисково» Дамира Сунгатуллина по прозвищу Сундук. По версии следствия и прокуратуры, весной 2001 года подсудимые Гатиятуллин, Веселов, Нейдеров, а также некий Куликов расстреляли мужчину по приказу Джамая. Так они должны были доказать преданность банде — Сунгатуллин набирал внутри группировки авторитет и претендовал на лидерство, уверено обвинение.

Второй эпизод дела «бригады Джамая» связан с покушением на «двух и более лиц». В 1993 году обвиняемые Фадеев, Нейдеров и Гатиятуллин участвовали в вооруженном нападении на члена ОПГ «Бригада Мансура» Рустема Хайруллина. Силовики считают, что «джамаевские» по приказу своего лидера устроили налет на частный дом мужчины, чтобы восстановить справедливость после конфликта с членом их группировки. Хайруллина тяжело ранили, но он выжил.

Третий же эпизод дела связан с вымогательством у хозяйки кафе «Сокол» на Фермском шоссе в Казани. Следствие считает, что подсудимые Хабибуллин и Веселов по приказу Джамая в 2015 году заставили владелицу заведения Непожнюк оформить на Хабибуллина генеральную доверенность, чтобы он стал фактическим руководителем «Сокола».

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Что решили присяжные? После трех с половиной часов в совещательной комнате они пришли к выводу, что причастность подсудимых к первым двум эпизодам дела не доказана. А по третьему эпизоду оказался не доказан и сам факт преступления.

Возражение на возражение прокурора

В рамках рассмотрения апелляционной жалобы прокуратуры сторона защиты указывала суду на то, что отмена вердикта присяжных возможна лишь в том случае, если во время процесса были допущены такие процессуальные нарушения, которые помешали стороне представлению доказательств, либо повлияли на содержание поставленных перед присяжными вопросов или на содержание данных присяжными ответов.


Что в апелляционном представлении приводит прокуратура? А то, что судья, как следует из протоколов судебных заседаний, не разъяснил присяжным их задачи, в результате чего некоторые из них не смогли заявить себе самоотвод, при этом некоторые присяжные не рассказали суду о судимостях близких родственников.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Адвокат подсудимого Хабибуллина Ильнур Рашитов утверждает, что прокурор о нарушении УПК в процессе не заявлял и действия председательствующего никак не оспаривал. При этом судимости родственников присяжных к моменту отбора коллегии были полностью погашены. Что же касается «неразъяснений» председательствующим задач и прав присяжных, то речь судьи вполне вписывалась в нормы УПК, считает защитник.

При этом протокол судебного заседания, на который и сослалось обвинение, велся с нарушениями, но эти нарушения были устранены — и потому Рашитов считает, что прокуратура апеллирует несущественными доводами. Однако Верховный суд Татарстана при рассмотрении апелляционной жалобы встал на сторону «синих мундиров», и дело снова рассмотрит Приволжский райсуд Казани.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей