Культура
Автор материала:Ольга Юхновская

Рауфаль Мухаметзянов: «Кармен» - коварная опера, но у нас все получилось!»

С 31 января по 2 марта в Казани на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля пройдет XLIII Международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина. И открывает его новая постановка «Кармен».

Рауфаль Мухаметзянов: «Кармен» - коварная опера, но у нас все получилось!»

Автор фото: ТАГТОиБ им.М.Джалиля

Накануне директор театра Рауфаль Мухаметзянов в беседе с редактором отдела культуры «Вечерней Казани» подвел итоги юбилея Казанской оперы и поделился планами на 2026 год. В следующем сезоне оперным гурманам представят «Свадьбу Фигаро» Моцарта.

- Рауфаль Сабирович, весь город в предвкушении — Шаляпинский фестиваль сегодня открывается премьерой оперы «Кармен», которую весь мир считает вершиной оперного творчества. И все же, почему театр остановил свое внимание именно на «Кармен», которую ставили до этого дважды? Кстати, случайно ли, что казанская постановка «Кармен» столь красиво ложится на юбилейные даты – «Кармен» впервые поставили 150 лет назад, в 1875 году, а нынешний Шаляпинский фестиваль завершает год 150-летия Казанских оперных сезонов?

- Интересно вы подметили (смеется). Действительно, «Кармен» — это опера всех опер! Иметь такой спектакль в репертуаре для нас очень важно. Вообще, мы к репертуару относимся крайне внимательно, рассматривая его как художественную задачу, которая в целом влияет на развитие театра. Прежде всего это заключается в состоянии и качестве спектаклей, идущих на казанской сцене. Я не случайно говорю о качестве, потому что утверждаю, что театральная постановка –  это не «проект», который сделают и дальше пойдут, а то и забудут. А настоящая, качественно и с душой созданная постановка должна жить!

«Попасть» в «Кармен» — сложная задача. Мы в третий раз обращаемся к этому прекрасному произведению, которое в плане реализации довольно коварное, если можно так выразиться. Меня не оставляло ощущение в предыдущие разы, что мы не полностью реализовались, и я всегда искал пути, как нам это сделать. А сейчас мы возвратились к традиционному решению, ориентируясь на один из самых лучших в мире спектаклей Франко Дзеффирелли, который является мэтром номер один в оперном мире. И мы нашли людей, профессионалов, которые непосредственно работали вместе с Дзеффирелли.

- Говорят, Лорка Мясин посодействовал в налаживании контактов с итальянским режиссером Марко Гандини?

- Понимаете, с Дзеффирелли работали многие, у нас были и другие кандидаты, но Лорка Мясин подтвердил, что последние ассистенты мэтра, непосредственно с ним работавшие, были именно Марко Гандини и его команда. И мы прислушались к мнению Мясина, который, зная, какой именно я хочу видеть «Кармен» в Казани, сказал: эти люди не подведут. Ну и в какой-то степени не подвела и моя интуиция: мы очень-очень удовлетворены результатом, потому что Гандини собрал замечательную команду опытных специалистов в лице художника-сценографа Итало Грасси и художника по костюмам Анны Биоджотти. Плюс мы включили в творческую группу петербургского хореографа Надежду Калинину, которая себя прекрасно зарекомендовала в прошлогодней фестивальной премьере «Жизнь за царя». А главное, пригласили стать музыкальным руководителем постановки дирижера Большого театра Антона Гришанина, с которым рассчитываем увеличить масштабы сотрудничества. Добавлю, что исполнительские составы на оба премьерных спектакля подобраны очень серьезно. Команда получилась мощная, и все мы в ожидании праздника!

- Фестивальная афиша интригует: премьера «Кармен», премьера «Манон Леско»…

- «Манон Леско» Пуччини прозвучит в концертном исполнении, эта опера вообще никогда в Казани не шла, и мы посчитали правильным представить новый музыкальный материал публике. Также будет концертное исполнение «Реквиема» Верди, который мы давно не включали в фестиваль. А это произведение, считаю, всегда должно быть в репертуаре театра. Также мы покажем, естественно, нашу гордость – оперу «Сююмбике», которая на сегодня считается самой масштабной среди национальных опер. Кстати, телеканал Mezzo за последнее полугодие транслировал запись «Сююмбике» несколько раз.

Автор фото: ТАГТОиБ им. М. Джалиля

- Кстати, «Реквием» исполняют и на русском языке.

- Плавали, знаем. Такие опыты уже в Советском Союзе проводили, когда пели итальянскую, к примеру, оперу на русском языке… Слава богу, потом поняли, что единственно правильно — исполнять классическое музыкальное произведение на языке оригинала.

- Рауфаль Сабирович, по-моему, театр замечательно отметил юбилейный сезон — 150-летие Казанской оперы. Событий было много, а лично вы какие выделите?

- На самом деле, я весь сезон считаю удачным. Выпустили две премьеры – оперу «Жизнь за царя», балет «Грек Зорба». Приняли участие в федеральном проекте «Театр в кино» телеканала «Культура», наши постановки увидела вся страна. В прошлом году канал «Культура» записал и показал четыре наших спектакля – «Жизнь за царя», «Любовь поэта», «Джалиль» и «Шурале». Получили мы и престижную национальную премию в области оперного искусства «Онегин» в номинации «Театр», а солистка нашей труппы Екатерина Сергеева получился награду в номинации «Роль второго плана» за партию Вани в опере «Жизнь за царя». В комплексе, считаю, юбилей Казанской оперы прозвучал масштабно.

- А еще, видимо из скромности, вы забыли добавить, что с вами вышли интервью в федеральных программах «Линия жизни» и «Главная роль». Хочу уточнить, когда выйдет заявленная ранее в рамках юбилейного сезона монография об истории Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля?

- Автор этого серьезного исследования – ректор Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова Вадим Робертович Дулат-Алеев. Книга скоро пойдет в печать. Мы обязательно проведем презентацию. И «Вечернюю Казань» пригласим, конечно (улыбается).

-  Предполагаются ли зарубежные гастроли театра? 

- Как вы знаете, балетная труппа впервые выезжала в Китайскую Народную Республику с 13 декабря по 1 января. Сейчас идут переговоры о второй поездке в 2025 году, наши партнеры выразили желание привезти в Китай три казанских балета. Гастроли всегда были и будут составной и необходимой частью жизни театра. Но когда и куда… Будем думать по мере поступления предложений. Для нас гастроли не самоцель, знаете, чтобы обязательно выехать куда-то во что бы то ни стало… Про Европу говорить не готов, просто мир сейчас меняется ежечасно, притом что эти перемены зависят нет от нас конкретно. Но я уверен, что если у театра стабильно качественная творческая «продукция», то он точно будет иметь выгодные предложения.

Автор фото: ТАГТОиБ им. М. Джалиля

- Возможно, я тороплю события и забегаю вперед, но не поделитесь ли планами на грядущий Нуриевский фестиваль и на 2026 год?

- Я уже говорил вам, что к Нуриевскому фестивалю мы готовим оригинальную версию «Лебединого озера» в постановке народного артиста СССР и давнего партнера нашего театра Владимира Викторовича Васильева. В мае милости просим на премьеру. Определены спектакли на сезон 2026 года: на оперном фестивале представим «Свадьбу Фигаро» Моцарта и на балетном – «Золушку» Прокофьева в редакции Захарова. Перенос «Золушки» осуществит Михаил Мессерер.

- Как обстоят дела с заказами театра на создание опер «Шаляпин» и «Дэрдменд»?

- Все идет своим чередом, но вы должны понимать, что торопить, подгонять композитора, назначать ему дедлайн нельзя. Контракты с авторами (музыку к «Шаляпину» пишет Эльмир Низамов, а к «Дэрдменду» — Резеда Ахиярова) на создание произведений подписаны. Здесь хочу отметить самое главное: в этом нас сильно поддерживает раис Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов. Без государственной поддержки театр не смог бы замахнуться на такие глобальные постановки.

- Некоторые зрители спрашивают, почему в репертуаре ТАГТОиБ им. М. Джалиля нет детских спектаклей?

- Слушайте, не надо академический театр сознательно подталкивать на создание детского филиала театра наподобие театра Натальи Сац. Да и в чем смысл? В основе практически всего нашего балетного репертуара лежат сказки! А гнать пятилетнего, шестилетнего ребенка в оперу – глупо. Хотя качественное музыкальное образование необходимо всем детям, которые, повзрослев, станут и нашими зрителями.

Напоминаем, что в фестивальную афишу Шаляпинского фестиваля вошли спектакли «Кармен» Бизе (покажут 31 января и 1 февраля с двумя составами), «Реквием» Верди (4 февраля), «Сююмбике» Ахияровой (8 февраля), «Манон Леско» Пуччини (11 февраля), «Борис Годунов» Мусоргского (13 февраля), «Пиковая дама» Чайковского, (16 февраля), «Тоска» Пуччини (19 февраля), «Мадам Баттерфляй» Пуччини (21 февраля), «Жизнь за царя» Глинки, «Трубадур» Верди, а также два гала-концерта 1 и 2 марта с участием артистов и дирижеров из России, Италии, Белоруссии, Азербайджана, Израиля и Узбекистана.

Театр подготовил для поклонников музыки образовательную программу, в рамках которой в Национальной библиотеке РТ пройдут лекции. Так, 1 февраля (в 14:00) Наталья Кожевникова (Санкт-Петербург) расскажет об истории создания оперы «Кармен». Встреча с ведущим музыкальным критиком Александром Матусевичем (Москва) состоится 2 февраля (начало в 13:00), он также презентует свои книги «Беседы об опере и не только» и «Постсоветский оперный дневник».

Автор фото: ТАГТОиБ им. М. Джалиля

Еще две лекции посвящены великому русскому басу Федору Ивановичу Шаляпину. Музыкальный журналист Ольга Русанова (Москва) 7 февраля (начало в 18:30) расскажет о взаимодействии выдающегося артиста с композиторами в лекции «В круге Шаляпина: композиторы»). Вице-президент Межрегионального Шаляпинского центра Анастасия Баранова (Москва) поведает о недавно созданном музее-театре Шаляпина в Уфе 16 февраля (начало в 14:00).

Один из спектаклей программы Шаляпинского фестиваля – «Борис Годунов» 13 февраля – посвящен 100-летию со дня рождения оперного певца, в прошлом – солиста театра Азата Аббасова (1925—2006). О жизненном и творческом пути единственного народного артиста СССР в истории татарской оперы расскажет Эдуард Трескин (Москва). Лекция пройдет 12 февраля (начало в 18:30).

Еще две встречи посвятят самым крупным коллективам ТАГТОиБ им. М. Джалиля  – хору и оркестру (17 и 18 февраля, начало в 18:30). Эти встречи подготовлены действующими сотрудниками театра и пройдут в формате диалогов. Об истории оркестра, его главных дирижерах и артистах сегодняшнего дня поразмышляют Марина Беговатова и Жанна Мельникова; а о хоре, его истории и современности расскажут Юрий Карпов и Рамиль Мурадымов. Вход на все лекции бесплатный, по предварительной регистрации по ссылке.