Общество
19 September 08:10
Автор материала:Дилия Мингазова

Стареющее население и отечественный автопарк увеличат число аварий

За десять лет в стране стало на тысячи ДТП меньше - это тщательная работа органов и нацпроектов. Но старый автопарк и старение населения могут повернуть вспять положительные тенденции. Становится больше и происшествий с самокатами.

Стареющее население и отечественный автопарк увеличат число аварий

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Обеспечение дорожной безопасности — один из самых важных приоритетов России. По оценкам ВОЗ, мы находимся в топ-10 стран, которые смогли выполнить цель десятилетия - снизить смертность в ДТП. За это время аварий стало наполовину меньше, рассказала на Kazan Digital Week замначальника Научного центра безопасности дорожного движения МВД Анна Прохорова.

Смертей все меньше, но каждый шаг «все сложнее и сложнее»

В 2024 году на российских дорогах погибло 14,4 тысячи человек, за год до этого смертей было на сотню больше. Всего десять лет назад, в 2014 году, показатель и вовсе доходил до 26,9 тысячи погибших. По результатам проекта «Безопасные качественные дороги» (2017—2024) основные показатели аварийности снизились на четверть.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Каждый шаг дается все сложнее и сложнее, - отметил начальник Научного центра БДД МВД Кирилл Баканов.

По словам спикера, чем ниже уровень дорожной смертности, тем тяжелее сохранить достигнутые темпы снижения - это показывает опыт зарубежных стран.

«Вопрос национальной безопасности страны»

К 2030—2036 году смертность на дорогах планируют снизить еще в 1,5—2 раза — сейчас разрабатывается проект по повышению безопасности. Его уже одобрили в 12 инстанциях, осталось пройти проверку в Совбезе и администрации президента. В отличие от прошлого распоряжения рекомендательного характера, это будет указ президента.

- Безопасность дорожного движения относится к вопросу национальной безопасности страны, - уточнил Баканов. - В задачах проекта - повышение безопасности участников дорожного движения, транспортных средств, дорожной инфраструктуры, повышение эффективности ПДД.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Кроме того, теперь будет включен и приоритет ответственности взрослых за безопасность детей. Каждый четвертый случай детской смертности в стране от внешних причин связан именно с ДТП, отметил представитель центра.

Россия окажется под «тройным» давлением

Вместе с тем через пять-десять лет в стране появится много новых молодых водителей, что тоже приведет к рискам. Более того - жители страны стареют. А чем больше какая-то группа населения, тем выше вероятность ее попадания в аварию. Это уже отражается на статистике - в Казани, например, стало больше ДТП с пожилыми в темное время суток.

- Для них нужно адаптировать структуру. Европейские страны увеличивают зеленый сигнал светофора для комфортного перехода. С этим тоже можно работать, - рассказал Баканов.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

И это еще не все - автопарки транспорта стареют, а объем перевозок растет.

- Наши транспортные средства выпускались с упрощенной системой безопасности - без «подушек», без ESC, ABS. Более 90% транспорта в России — отечественного выпуска, изначально производился без современных систем безопасности. Мы уже видим, что последствия таких аварий выросли на две позиции, - уточнил спикер.

«Совсем молодой институт микромобильности» приводит к большому числу аварий

Статистику аварийности средств индивидуальной мобильности на Kazan Digital Week привела начальник отдела ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России» Анастасия Гордеева. Так, в 2019 году в России было всего 147 аварий с участием СИМ, но с каждым годом показатель кратно увеличивается. Так, в 2022 году в стране произошло 976 таких ДТП, в 2023-м - уже 3,1 тысячи, а в 2024-м - 4,6 тысячи.

- В нашей стране в 2023 году произошли изменения в ПДД - появилось понятие средства индивидуальной мобильности. Многие считают порядок несовершенным. Это совсем молодой институт микромобильности — логично, что некоторые вещи еще не до конца урегулированы, - признала Гордеева.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

По словам представителя ФКУ «НЦ БДД», регионы могут индивидуально подходить к снижению аварийности в зависимости от числа жителей, пользователей и особенностей местоположения. В некоторых субъектах Федерации вводят свои меры по работе с СИМ. Например, это разбор ДТП с участием СИМ в Калининграде и Москве.

Все больше и больше людей ездят на электросамокатах – они становятся полноценным средством передвижения. СИМ снижает и нагрузку на дорожную сеть. При этом, как отметил операционный директор макрорегиона Поволжье в Whoosh Артур Фахрутдинов, новому средству передвижения нужно уделять столько же внимания, как и другим видам транспорта.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- К сожалению, вынужден констатировать: я сам снимал с самоката четверых молодых людей. Моя семья испугалась и за меня, и за всех четверых ребят, которые на этом самокате ехали, - рассказал Фахрутдинов.

Порядок в сферу, по его словам, можно привнести только общими усилиями. В одиночку до массы людей, даже родителей, не получится довести правила пользования самокатами, уверил спикер. Например, Whoosh проводит бесплатные уроки школы вождения на электросамокатах - там можно получить азы езды на транспорте. Приходит учиться не только молодежь, но и старшее поколение, отметил спикер.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей