30 мая 2015 14:32

Автор материала: -

Зуб мудрости мамонта как символ парламентаризма Татарстана

Зуб мудрости мамонта как символ парламентаризма Татарстана

«Это были годы порой бескомпромиссных дискуссий в обществе, которые надо было положить на законодательные рельсы», - такую выразительную характеристику дал Фарид Мухаметшин истории татарстанского парламентаризма, 25-летие которого отмечали сегодня в Казани.Больше 700 человек собралось в БКЗ им. Сайдашева: представители парламентов российских регионов и некоторых стран ближнего зарубежья, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы РФ и депутаты всех созывов татарстанского парламента за 25 лет и прочие бывшие и настоящие государственные деятели.В партере распространял знаменитый свет своего энтузиазма Камиль Исхаков, скромно улыбалась под белым хиджабом «бабушка татарстанского суверенитета» Фаузия Байрамова, у которой год лишения свободы условно по ст. 282 УК РФ еще не истек, значительно хмурился экс-начальник Управления президента России по внутренней политике Олег Морозов в черных очках и с торчащими усами, усугубляющими сходство с котом Базилио…Заиграли гимны России и Татарстана. Камера телевизионщиков растерянно пометалась по залу и наконец успокоилась на хоре: эти женщины в казенных платьях пели с большим энтузиазмом. В зале же открывали рты немногие - примерно каждый десятый, при этом у некоторых артикуляция примерно соответствовала тексту. В президиуме никто петь не пытался. Можно было предположить, что этот недостаток патриотического пыла объясняется общей задумчивостью: почему, собственно, именины татарстанского парламентаризма отмечаются именно в этот майский день?  Конечно, Фарид Мухаметшин, открывая собрание, попытался ответить на закономерный вопрос - напомнил, что 25 лет назад начал работу Верховный Совет ТАССР. Тут можно было подумать, что это был первый созыв первого парламента в истории Татарстана - но нет, ведь для парламента под названием "Верховный Совет ТАССР" этот созыв был уже 12-м и последним. Да и работать он начал в 1990-м не в конце мая, а в середине апреля. А самое громкое деяние того парламента - принятие Декларации о госсуверенитете Татарстана - и вовсе пришлось на 30 августа..Так что по мере внесения ясности вопрос, казалось, окончательно запутался. И лишь поднаторевшие в разгадывании извивов российской госполитики догадывались: видимо, есть основания считать, что 25-летие декларации так публично отмечать уже не придется…Последовавшие выступления татарстанских деятелей показали, что выход найден и он, как обычно, остроумный. Надо просто вместо «суверенитет» говорить «парламентаризм».

Впрочем, первой получила слово глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая на «парламентаризм» не нажимала, а хвалила достижения Татарстана в обеспечении «преемственности передачи власти», успехи «в такой тонкой сфере, как обеспечение межнационального согласия» и достижения культуры в виде включения Болгара в список ЮНЕСКО.Когда она упомянула, что Татарстан по итогам 2014 года занял среди регионов России «первое место по уровню развития экономики и третье - по развитию социальной сферы», Рустам Минниханов подался вперед со своего места в президиуме и посмотрел на нее с неудовольствием. Возможно, считал, что по такому торжественному случаю про третье место можно было и не упоминать. 

Сам он привычно выступил на тему, почему Татарстан следует считать «одним из динамично развивающихся регионов РФ» и напомнил, что «Татарстан ценят и за пределами России». Очевидно, подчеркнул Минниханов, что все это предопределил «судьбоносный вызов 25-летней давности» - и вряд ли под вызовом можно было подразумевать что-то кроме Декларации о госсуверенитете…

Доклад Фарида Мухаметшина назывался «Четверть века на пути создания государственности, укрепления федерализма в России». Судя по этому выступлению, вклад во все это со стороны Татарстана заключался в подписании договора с РФ, принятии Конституции РТ, потом нового варианта Конституции РТ, потом новой редакции договора с РФ, потом изменении механизма выборов президента РТ, причем дважды… В общем, татарстанский парламентаризм колебался вместе с линией федеральной власти, что и требовалось доказать.

«При принятии всех федеральных законов голос Татарстана очень слышен и важен», - утешил взгрустнувших было при воспоминании о всех 25-летних перипетиях патриотов суверенитета вице-спикер Госдумы Александр Жуков. И вручил Почетную грамоту Госдумы Рустаму Минниханову. Наградить за достижения в парламентаризме главу исполнительной власти - это много говорит о характере парламентаризма…Председатель одного из комитетов верхней палаты парламента Казахстана Серик Акылбай, отдав должное татарстанскому парламентаризму, заявил, что расскажет про казахский. В зале затосковали. Один только Минтимер Шаймиев, кажется, оживился, хотя и ему наверняка было бы интереснее послушать про казахский парламентаризм лично от своего друга Нурсултана Назарбаева, да тот не приехал. «Наш президент как-то сказал: государство - это… - г-н Акылбай приостановился, так что те из присутствовавших в зале, кто помнит историю, наверняка успели подумать, что г-н Назарбаев видит свое государство, как Людовик XIV Бурбон. Но, конечно, ошиблись. - ...лодка, которая движется по реке. Если приостановить эту лодку, то ее другие могут догнать. Позвольте вам пожелать, чтобы ваша лодка всегда была впереди!» Это была легендарная восточная вежливость. Учитывая, что наш парламент приступил к работе над стратегией Татарстана до 2030 года, а парламент Казахстана, как сообщил Серик Акылбай, работает над стратегией до 2050 года, то по сравнению с казахской наша лодка имеет мало шансов.Председатель парламента Якутии Александр Жирков сообщил, что привез подарок, но не показал его, объяснив, что он уже вручен «в очень надежные и теплые руки». Фарид Мухаметшин, улыбаясь, слегка развел руками.  - Это зуб мудрости мамонта, - не удержался и раскрыл интригу г-н Жирков. - Сам мамонт - это крепкое, мудрое животное, а его зуб мудрости еще мудрее, еще крепче! Кто как не парламент Татарстана достоин его!В зале радостно засмеялись. Похоже, древнее вымершее животное ассоциировалось у присутствовавших не то чтобы с мудростью. Якут, однако, уверенно продолжал:- Мы зуб мудрости мамонта водрузили на капу северной березы. Она самая устойчивая к погодным условиям, экологическим, экономическим и так далее…В зале радовались все дружнее. Но сбить спикера якутского парламента было невозможно:- Мы скрепили их якутским железом…- Вы напомнили мне... - смог успокоиться и вставить слово Фарид Мухаметшин. - В начале 90-х Минтимер Шарипович звонит мне из Москвы: «Что делаешь?». Да вот, говорю, зуб разболелся, еду вырывать в больницу на Чехова. А он мне: «Время такое, что зубы вставлять надо!»…В общем, мастерски вернул аудиторию к мыслям о том времени, когда суверенитет еще не надо было называть парламентаризмом, а можно было откусывать его столько, сколько влезет…