Общество
Автор материала:Дмитрий Московский

Техосмотру подкручивают новые тарифы

Антимонопольщики предлагают изменить методику расчета тарифов на техосмотр транспорта, что приведет к росту цен. Эксперты уверяют, что почти весь рынок живет за счет «липовых» справок и поправки мало изменят ситуацию.

Техосмотру подкручивают новые тарифы

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Стоимость техосмотра может серьезно вырасти в 2026 году. Дело в том, что операторы ТО теперь тоже обязаны платить налог. Федеральная антимонопольная служба предлагает добавить НДС к минимальной ставке, включив сразу в тариф. Получится, что предельный тариф техосмотра легковушки в среднем поднимется до 1,5 тысячи рублей, для микроавтобусов (М2) — до 2,57 тысячи, для грузовиков массой больше 12 тонн (N3) — до 3,23 тысячи рублей. Напомним, в Татарстане тарифы уже проиндексировали с начала года.

Если документ одобрят, то цены рассчитают по-новому в следующем году. Хотя компании уже несколько лет жалуются на низкие тарифы, не окупающие расходы на техосмотр.

Сейчас процедура обязательна вовсе не для всех. Техосмотр нужно проходить только при перерегистрации машин старше четырех лет и при внесении изменений в конструкцию. Для транспорта младше пяти лет, на котором занимаются коммерческими перевозками, — раз в год, старше — раз в полгода.

«Вся строгость нормативных документов нивелируется необязательностью их исполнения»

В реальности минимальные коэффициенты сказываются на малом количестве операторов ТО. Тарифы подтолкнули многих к продаже диагностических карт без реальной проверки «болячек» авто и освоению фотошопа. Незаконной торговлей занимаются не меньше 70% операторов, утверждает глава союза «Техэксперт» Сергей Зайцев. Законопослушных автовладельцев, реально проходящих процедуру, не более 15–17%.

Опрошенные нами автоэксперты подтверждают, что в целом цифры актуальны и для Казани. Стоимость зависит от количества посредников. Те, кто «поближе в очереди» (например, знают хозяина сервиса или работников), платят за готовую справку 2 тысячи рублей, через посредников же выйдет 3–5 тысяч рублей.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Всего в 2024 году Российский союз автостраховщиков аннулировал 618 аттестатов аккредитации из 3548. В Татарстане аккредитации лишили 16 операторов, из которых два в Казани не прошли подтверждение требованиям. Сейчас в республике работают 72 пункта. В пресс-службе РСА отмечают, что за год число мошенников, нарушающих правила проведения процедуры, значительно снизилось. Как заявляют в союзе, «часто встречаемое ранее явление получения диагностической карты без приезда на пункт ТО сегодня является редким нарушением и быстро выявляется».

- Загрузка операторов на сегодняшний день — около 20−30% от плановой. Получается, минимальная стоимость должна быть увеличена в три раза. Но в этом случае сразу же возникает вопрос, а почему добросовестные автовладельцы должны рассчитываться за разгильдяев, которые не едут на техосмотр? Надзор должен вернуться на сегодняшний день. Те же самые люди, которые разрабатывают методику, прямо говорят, что, если бы на сегодняшний день контроль исполнения работал в соответствии с требованиями, она была бы более работоспособна, — отмечает Зайцев.

«Когда дом сгнил, нет смысла его подкрашивать»

По закону операторы и сами могут повлиять на тарифы при помощи властей субъектов, предоставив необходимые расчеты и подтверждения. Но история не знает случаев, когда бы это удалось сделать, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Для перерасчета нужны данные не менее половины региональных операторов.

- Если я работаю практически в теневой экономике, а со мной рассчитываются в карман или на телефон, я что, буду эти расчеты предоставлять в тарифные службы? Те смелые товарищи ИП, которые работают без касс и без всего, уже перешли на стоимость 2 и 2,5 тысячи, поскольку контроля нет, а выживать приходится. Платежи четко фиксированы, а дохода нет. Тут либо закрывайся, либо, извините, начинай заниматься вот такой «партизанщиной». Пока не будет четко и жестко определена система организации проведения техосмотра, ничего толкового мы иметь не будем. Поскольку окупить ТО на сегодняшний день по затратам не представляется возможным. Если в ближайшем будущем не будут приняты системные, правильные движения со стороны власти, то мы пройдем «точку невозврата». Производственники, обладающие зданиями, сооружениями, производственной базой, технологией, квалифицированными людьми, исчезнут, — говорит Зайцев.

Гендиректор НП «БИТ» в Санкт-Петербурге Ярослав Васичков подтверждает, что тариф никак не покрывает затраты. Но, по словам спикера, проблема кроется не в ценах, а в том, что обязательное прохождение техосмотра не является необходимым допуском на дороги.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Мы старые операторы, на одном из моих пунктов по 20−25 лет работают люди. Они на пенсию еще не вышли, еще 2−3 года надо работать. То количество автомобилей, которое приезжает, приводит к тому, что предприятие по большому счету работает только на зарплату этих сотрудников. Я не могу людей выбросить на улицу, потому что они никуда в таком возрасте уже не устроятся. Вот так живут операторы, которые реально занимаются техосмотром. Мы люди старой закалки, мы машины проверяем, чтобы никто не пострадал. Что касается тарифов — когда дом сгнил, нет смысла его подкрашивать, всё равно краска отваливаться будет. Давайте попытаемся фундамент под этот дом сделать, — рассказывает Васичков.

С этим согласен и директор СТО «Дилижанс» в северной столице, член Правления Союза Автосервисов России Александр Пахомов. Предприятие перестало заниматься техосмотром из-за нерентабельности, до этого процедуру включали в программу лояльности. В среднем в каждом третьем автомобиле выявляли неисправности, которые не давали получить диагностическую карту.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Еще в 2021 году, когда фактически отменили техосмотр для легкового транспорта, было понятно, что цену надо отпустить в рынок. Конкуренция сразу всё выправит. Сразу появятся компании, которые проводят техосмотр тщательно, за отдельную плату диагностируют еще и по дополнительным параметрам. Когда техосмотр, как и во всем мире, станет реальным допуском на дороги общего пользования и неисправные автомобили невозможно будет эксплуатировать, тогда всё встанет на свои места, — считает Пахомов.

По данным «Автостата», средний возраст легковых автомобилей в России составляет 15 лет, почти 70% всех легковых машин имеют возраст 10 лет. С ростом срока эксплуатации увеличивается и число технических неисправностей. Эксперты отмечают, что возвращение обязательного прохождения техосмотра давно назрело.