«Эта территория точно не будет «спальником»: депрессивную промзону рядом с речпортом превратят в новый центр Казани

Евгений АКСЕНОВ
«Эта территория точно не будет «спальником»: депрессивную промзону рядом с речпортом превратят в новый центр Казани

О том, что унылую промзону рядом с речпортом скоро начнут превращать в новый центр Казани с жилыми домами, офисами, множеством парков и портовыми подъемными кранами в качестве арт-объектов, рассказали сегодня на пресс-конференции в казанской мэрии.

Мастер-план комплексного развития территории, которая тянется вдоль берега Волги от улицы Портовой до улицы Поперечно-Кукушкинской, презентовала журналистам главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. Она напомнила, что сегодня это депрессивная территория площадью 287 га с двумя бетонными заводами, складами, гаражами и подсобными помещениями, которыми владеют в общей сложностью более 400 собственников.  


- Для Казани вода - это самая большая ценность, город должен максимально смотреть на воду, на реки, - обозначила приоритеты главный архитектор. - Также мы говорим о том, что город должен быть полицентричным, и очень надеемся, что территория, о которой идет речь сегодня, станет одним из любимых жителями центров, точнее, подцентров Казани. Планируется, что тут появится 1,5 миллиона квадратных метров жилья и 1,3 миллиона квадратных метров административных и коммерческих помещений, то есть эта территория точно не будет «спальником». Предполагается многофункциональная застройка зданиями преимущественно средней этажности от 8 до 10 этажей с высотными доминантами в ключевых точках. Территория будет насыщена общественными и культурными функциями и общедоступна. Площадь озеленения и благоустроенных общественных пространств займет не менее 25 процентов, тогда как в целом по Казани этот показатель равен 15 процентам, а в крупных российских городах колеблется в пределах 12 - 15 процентов. Из 72 га 30 приходится на парки и скверы. Планируется обустройство 12-километровой набережной, сервисы для маломерных судов, бульвары и внутриквартальные площади. Кроме того, мы хотим сохранить промышленную, портовую память этого места, и поэтому здесь будут размещены арт-объекты, в том числе портовые краны.


Ильсияр Тухватуллина уточнила, что развитие территории будет проходить в два этапа. На первом планируется обустроить площадь 71,2 га, построив на ней 337 тыс. кв. метров жилья, школу на 1224 места, восемь детсадов на 1380 мест, прогулочную набережную протяженностью 1,3 км и сквер. Вся остальная территория будет благоустраиваться в течение второго этапа, но достаточно скоро - в ближайшие десять лет.  


На пресс-конференции также выступил по видеосвязи учредитель московского архитектурного бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры», которому доверили разработку проекта первого жилого квартала на территории у речпорта площадью 6 га,  Николай Ляшенко. Он  сообщил, что дома в квартале будут иметь разную форму, при их строительстве используют преимущественно натуральные материалы, такие как кирпич, керамическая плитка и анодированный алюминий, «которые благородно стареют», а на вопрос про источник вдохновения при выборе архитектурного решения ответил так:  

- Мы обратились к таким образам Казани, как башня Сююмбике, которая имеет характерный силуэт. Также проанализировали историческую составляющую, национальное искусство Татарстана, в частности, обратили внимание на шапку царицы Сююмбике, которая имела конусообразную форму.


После этого журналисты снова принялись задавать вопросы главному архитектору города.

- Предполагает ли реновация территории у речного порта снос жилья? - поинтересовался у нее корреспондент «Вечерней Казани».

- На территории в районе улицы Портовой жилых домов нет, - ответила Ильсияр Тухватуллина.

- Накануне на деловом понедельнике в мэрии Ильсур Метшин сообщил, что каждый новый участок застройки территории в районе Портовой будет проектировать новая команда архитекторов. Но если нарезать 287 га на кусочки по 6 га, не получится ли в результате этакое лоскутное одеяло без единой концепции и стиля?

- В том и состоит ценность мастер-плана, что общее видение этого пространства по функциональным, инфраструктурным решениям едино, - подчеркнула главный архитектор. - И мы следим, чтобы это все не расползлось в разные стороны, и команды выбираем на эту территорию с учетом особенностей каждой площадки. Есть более активные и более спокойные участки, есть более световые, более акцентные. Под это подбираются соответствующие команды, а общий контекст мы отслеживаем. Так что все под контролем.


- Вы сказали, что портовые краны планируется использовать в качестве арт-объектов. А хозяева кранов как отнеслись к вашей творческой задумке? Цену вопроса с ними обсуждали?

- Очень хороший вопрос, потому что мы уже столкнулись с такой историей, что люди краны убирают, - улыбнулась главный архитектор. -  Поэтому мы зафиксировали точки, где они должны остаться, там, где они хорошо просматриваются с берега. Мы очень надеемся, что краны останутся на этой территории.

О денежной стороне вопроса Тухватуллина умолчала.   

Фото Павла ПЛАТОВА и автора